В огне не горят, в воде не портятся
Представьте себе такую картину: перед вами стоит большой аквариум, заполненный водой, и человек опускает в него сначала монитор, который продолжает работать, затем телефон, который продолжает звонить, паспорт, в котором после соприкосновения с водой не размывается печать, газету, которая не распалась на куски, попав в воду… Фокус в том, что та жидкость, которую очень легко принять за воду, вовсе не вода, а специальное вещество, в котором не портятся бумага и холст, не ломается техника, а пары его моментально тушат огонь.
Против пожаров
Как защитить музеи, библиотеки и архивы от пожаров? Этот вопрос обсуждали на круглом столе, посвящённом вопросам безопасного и эффективного пожаротушения, показывая «фокусы» и рассказывая интересные факты о нём в пространстве культплощадки «Спацио».
— Согласитесь, вода способна нанести не меньший ущерб картинам, рукописям, документам, книгам, чем огонь. Но это вещество не вредит бумаге, — рассказал удивлённым журналистам, представителям музеев и МЧС специалист отдела технологий электронной промышленности из Москвы Константин БУЛАНОВ и показал эксперимент с погружением в аквариум произведения искусства, картины. — Вещество не растворяет краски и чернила, не коробит бумагу, не наносит вреда магнитным и фотолентам и, что самое важное, человеку. За счёт своих уникальных свойств оно не требует срочной эвакуации людей при пожаре, поскольку безопасно для человека и может применяться даже в демонстрационных залах музеев.
Журналистам тоже предоставилась возможность поэкспериментировать, опуская свои телефоны в аквариум. Правда, с погружением в него фотоаппарата специалист посоветовал не торопиться — в фотокамере есть механические элементы, которые смазаны органической смазкой, а это вещество на неё похоже, и потому может заместить её.
Состояния вещества
— Для тушения пожаров используется специальный механизм для перевода жидкого вещества, которое заключается в специальные колбы, в газообразное состояние, — добавил Константин Андреевич. — И эти пары как раз и тушат огонь. Я попытаюсь опустить горящую зажигалку внутрь аквариума, и у меня это не получится — как только выделяемые пары касаются пламени, оно мгновенно гаснет. Большинство систем пожаротушения, которые сегодня используются в музеях, книгохранилищах, архивах, к сожалению, предназначены для одной простой задачи: остановить распространение огня в том месте, где оно началось, и не дать ему перекинуться на соседние помещения. А это вещество направлено на то, чтобы остановить само возгорание.
— А сколько такое вещество стоит? — интересовались журналисты.
— Вы можете в интернете найти его стоимость, но она вряд ли будет вам полезна, потому что литрами оно не продаётся. 50% успешной работы заключено в свойствах этого вещества, а ещё 50% — в системе, в которой применяется этот газ. Здесь надо считать, во сколько обходится создание установки.
Заместитель директора Ростовского областного музея краеведения Ольга ЛИТВИНЕНКО интересовалась, в каких музеях уже установлена система?
— Начинали мы с Музея генерала Колчинского. В декабре прошлого года у нас закончился монтаж в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Есть проект по работе с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина.
— А насколько проверена экологическая безопасность вещества? — задала она ещё один вопрос.
— Это первое вещество, которое полностью разлагается в атмосфере за несколько дней, не оставляя никаких следов, — ответил Константин Буланов.
Несекретная формула
— Формула секретна? — спросили мы Константина Андреевича.
— Формула не секретна, она запатентована. Если говорить о противопожарной защите, то это не то место, где могут быть тайные формулы или секретные разработки — вещество должно быть открыто, потому что с ним контактируют люди. Это органическая молекула с углеродным скелетом. Когда-то это вещество использовалось в качестве кровезаменителя при сложных хирургических операциях.
Старший специалист управления надзора деятельности главного управления МЧС России по Ростовской области Сергей МОРДВИЕНКО осведомился, на чём с химической точки зрения основан процесс тушения:
— Это не вытеснение кислорода, не охлаждение... Что это?
— Пары вещества обладают теплопроводностью в несколько раз выше, чем обычный воздух. Мы чувствуем разницу, когда прикасаемся к деревянной поверхности и к металлической. Дерево теплее, хотя температура и дерева, и металла одна и та же. Так же и пламя, оказываясь в веществе, охлаждается.
Невосполнимые потери
— Сохранение культурных ценностей — проблема вечная, — заметила Ольга Литвиненко. — Здание нашего музея оснащено порошковыми средствами пожаротушения и газовыми. У нас есть автоматическая сигнализация, которой мы можем воспользоваться при необходимости, вызвав МЧС. Но, слава Богу, наш музей не имел возможности испробовать ни одно из средств пожаротушения, хотя в здании очень старая проводка. Внедрение новых средств пожаротушения — это очень хорошо. Но оно сейчас проходит через торги.
— И в них ни про безопасность, ни про инновационность не говорят, — поддержал заместителя директора Ростовского областного музея краеведения политтехнолог Сергей СМИРНОВ. — Сколько стоит? — вот основной вопрос. Из всех предложенных вариантов всегда выбирают не самый хороший, а самый дешёвый. Как сделать так, чтобы в этой ситуации не выиграла дешевизна? О новых технологиях в пожаротушении должны знать не только представители музеев, библиотек и архивов, но и чиновники. Ведь это они будут если не принимать решение, то его утверждать. Можно построить новый музей, но если вы в пожаре потеряете коллекцию картин, вы их уже никогда не вернёте. Есть несколько вещей, которые нельзя восполнить: нельзя вернуть человеческую жизнь и произведения искусства.
«Ростов официальный», № 27 (866) от 29.06.2011
|