ПРАЗДНИК КАК ПРАЗДНИК
Война, без сомнения, внесла свои коррективы в жизнь, вернее, остановила на несколько лет её, но оркестр не был расформирован. В первые же послевоенные годы он снова стал одним из ведущих творческих коллективов сначала города, а потом и страны. Особенно оживилась деятельность с приходом в 1952 г. в оркестр дирижёра Леонида Каца. Много гастролировали сами оркестранты, но и ещё больше принимали в Ростове выдающихся гостей:
Мстислав Ростропович: «Настоящее, большое, искреннее удовольствие от встречи с сердечными и милыми работниками филармонии (к тому же любящими музыку! Что крайне редко!!!). Редкая творческая радость от общения с замечательным дирижёром Леонидом Кацем и очень хорошим дружным коллективом – симфоническим оркестром. Очень хочу скорее приехать в Ростов вновь». 29.04.63 г. Дмитрий Баширов: «Вторая встреча с Ростовом была очень приятной. Надо сказать, что мало знаю дирижёров у нас в стране, с которыми так удобно и спокойно играть, как с Л. Кацем. Желаю ему, оркестру, всей филармонии процветать! Спасибо за симпатии». 07.02.63 г.
И такие отзывы музыканты оркестра слышали от многих и выдающихся композиторов, представлявших Ростову свои сольные программы (Д. Шостакович, А. Хачатурян, Р. Щедрин, А. Шнитке и другие); и не менее выдающихся музыкантов и дирижёров.
В свои гастрольные маршруты наш город включали, теперь понятно, гении исполнительского искусства ХХ века (Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Нейгауз, Э. Гилельс, К. Кондрашин и т.д.). Список великих музыкантов, сотрудничавших с оркестром, слишком велик, чтобы перечислить всех. Но, помимо наших мастеров, в Ростов приезжали и приезжают деятели музыкальной элиты со всего мира от Италии, Польши, Австрии до Аргентины и Мексики.
Гастрольная традиция существует в оркестре и по сей день, только сам оркестр стал невыездным. Не потому, что сменивший на посту художественного руководства в 1992 году Семёна Когана Равиль Мартынов не стал гарантом славного качества звучания оркестра. Наоборот, именно при Мартынове в 1994 году коллектив получил звание «академический». Симфонические программы- премьеры продолжали удивлять город, а репертуар оркестра настолько велик – легче сказать, что не играли из музыкальной литературы, от классики до премьер современных авторов.
В Ростов по-прежнему приезжают выдающиеся музыканты-гастролёры. Но сами знаете, насколько за это шальное десятилетие упал интерес к симфонической музыке, как трудно теперь найти деньги на выезд большого коллектива. Хотя во всём мире ровно наоборот – элитные симфонические концерты собирают тысячи людей, дошло до того, что симфонические оркестры в старушке-Европе осваивают площадки, традиционно принадлежавшие шоу-бизнесу.
Симфонический оркестр – это родная семья. Иначе он не зазвучит. Люди, сидящие рядом плечом к плечу, должны в одно мгновение испытывать близкие по тональности чувства, чтобы через идеальный звук направить их в зал. Ну а семья – это семь «я»: мал мала меньше. И в оркестре мы видим и седовласых аксакалов-учителей, и среднее поколение, и совсем юных – всего числом 109 человек. Живётся этой семье трудно, и хотя музыканты относятся к «белым воротничкам» нашей культуры, денежное содержание этой касты оставляет желать лучшего.
Сейчас обязанности художественного руководителя оркестра выполняет Александр Милейковский. А сам оркестр к юбилею проводит фестиваль «Нам – семьдесят». Помимо праздничного концерта 19 марта, пройдут ещё три (ждут дирижёра из Вены – Х. Полока и обладателей гран-при последнего юношеского конкурса им. Чайковского). Фестивали, кстати – тоже одна из традиций симфонического оркестра. Желаю этому фестивалю собственного имени пройти при аншлагах!
19 марта 2005г., 7С.
|