Высокое искусство с низкой зарплатой
Ростовский симфонический академический оркестр стал тем единственным региональным коллективом России, которому дано было право выступить на III Фестивале симфонических оркестров мира, в начале лета прошедшем в Москве, в Колонном зале Дома союзов.
Но и это ещё не всё. Последние 2 сезона стали для ростовских музыкантов очень насыщенными: им аплодировали стоя, отбивая ладонями ритм вальсов Штрауса, зрительные залы в 11 городах Испании (во время концертов оркестр исполнил в том числе и Штрауса. — Авт.). С большим успехом прошли гастроли по Японии, Корее, выступления в Польше. О впечатлениях от фестиваля, о появившихся деньгах на замену части старых-престарых инструментов и о вкусах ростовской публики наш разговор с директором оркестра Марией ШОРНИКОВОЙ.
На первых ролях у Темирканова и Гергиева
— Мария Исааковна, мало того, что оркестр сыграл в компании таких мэтров, как знаменитый Симфонический оркестр Шведского радио, как английский Королевский оркестр и другие. Сразу нескольких наших оркестрантов второй год приглашают в сводный оркестр, закрывающий своим выступлением фестиваль… — Это, безусловно, достижение! В прошлом году сводного оркестра, по сути, и не было: было отобрано небольшое количество музыкантов со всей России для игры с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, которым дирижировал Юрий Темирканов. В лучшем случае приглашались по 1–2 музыканта, многие оркестры вообще не были задействованы. У нас же Темирканов взял аж пятерых! Причём трое наших ребят были приглашены на первые партии. Позвали в том числе и нашу молодую, но делающую огромный прогресс (на тот момент 4-курсницу консерватории) альтистку Мирославу Нимиря. В этом году сводным оркестром управлял Гергиев. И в нём сыграли четверо наших музыкантов — та же Миро.слава, Иван Марый, Александр Парфёнов и Юрий Чумаченко.. — Правда ли, что итогом фестиваля стало и то, что у оркестра наконец-то появились деньги на замену инструментов? — Губернатор действительно, когда пришло приглашение оркестра на фестиваль, выделил 10 миллионов рублей. Я поначалу села и думаю: «Боже, что нам покупать на такие деньжищи?» А потом мы вникли в цены и за голову схватились… На выделенную сумму сейчас полностью оснащаем духовиков, покупаем контрабасы, арфы. Но, увы, на те же ударные инструменты, которые нам крайне нужны, денег уже нет.
Мода на имена
— Зарплата музыкантов оркестра составляет… — При том, что из областного бюджета нам последние несколько лет выплачивают надбавки, зарплаты невелики. У молодёжи это 7–8 тысяч рублей в месяц. У остального состава — 10 — 12 тысяч. Поэтому большинство подрабатывают в Ростовском Музтеатре, в духовом оркестре, хотя это и означает рабочую неделю с одним выходным, а зачастую — без него. — Говоря о вкусах… Сегодня поп-дивы и поп-певцы, поющие примитивные песни, да ещё и нередко «под фанеру», собирают набитые «под завязку» залы. — (Задумывается). Это мода. Плохая, но мода. Я расскажу такой эпизод. Буквально в мае в нашей филармонии давал концерт один итальянский тенор. Аккомпанировал ему наш оркестр. Так вот, я увидела совершенно другую публику: коммерческие фирмы скупали билеты десятками… Нет, я не могу пожаловаться, что у нас пустые залы. Да, они бывают полупустые, но не редкость и аншлаги. И всё же наша публика — это люди среднего и пожилого возраста, совсем не бизнесмены. Так вот, после концерта ко мне подбегали люди: «Ой, мы потрясены. У нас в городе, оказывается, есть симфонический оркестр…» То есть они пришли на модное имя, а узнали о существовании оркестра. Словом, если хотя бы 20 из тех 620 зрителей, что ломились на итальянца, ещё придут в филармонию, это уже будет хорошо. (Улыбается). Но и мы не стоим на месте. Чтобы привить вкус к качественной музыке слушателю с разной подготовкой, последние 2 года мы чаще наряду со сложными сочинениями играем так называемую популярную классическую музыку — «Реквием» Моцарта и Верди, замечательную музыку из кинофильмов — «Гаража», «Человека-амфибии» и т.д.
P.S.
И в будущем сезоне (он будет для ростовского оркестра предъюбилейным: отметит 74-летие) оркестр планирует удивлять. Так, уже в сентябре на суд слушателей будут вынесены сразу 2 оглушительные премьеры — причудливая и красивая «Кармина Бурана» Карла Орфа, написанная по мотивам стихов средневековых поэтов, и балет Игоря Стравинского «Игра в карты». Ни то, ни другое в Ростове целиком НИКОГДА прежде не исполнялось.
АиФ на Дону, выпуск 27 (739) от 2 июля 2008 г.
|