Ростовский оркестр стал невыездным
В жизни пришлось столкнуться с массой великолепных, великих, талантливейших людей. И всякий раз я испытывала трепет и внутреннее удовлетворение от общения с ними. Отправляясь в филармонию с желанием посмотреть и рассказать о том, как живет её академический симфонический оркестр, я заранее была настроена на мажорные и яркие впечатления. А как иначе, когда знаешь, что оркестром руководит народный артист России Равиль Мартынов - маэстро с мировым именем, когда дирижёр оркестра - народный артист России, профессор консерватории Александр Милейковский, а в самом коллективе работают восемь заслуженных артистов, лауреаты и дипломанты всевозможных музыкальных конкурсов. И совсем не ожидала, что у этого уникального собрания талантов есть горькие обиды на минимальное внимание областных и городских властей, на журналистскую братию, которая допускает массу нелепостей в освещении творчества оркестра. Между тем ростовский симфонический можно и должно оценивать без учёта географического положения, на равных с московской и петербургской музыкальной продукцией. Об этом - разговор с руководителями оркестра.
«Я плохой политик. Но мне жалко коллектив, который имеет все права - он их заслужил - представлять культурные интересы города не только в южной столице, - говорит Равиль Мартынов. - Мы страдаем от того, что нам очертили территорию как оркестру областной филармонии. Будем, конечно, осваивать область, имея теперь два автобуса. И всё? У оркестра нет настоящей рекламы. Он не видит другого мира. Только власти могут, обязаны нам помочь выезжать в другие регионы, за границу. У Ростова столько городов-побратимов! Связи крепнут. Почему областное министерство культуры даже не пытается показать нас миру? Когда девять лет назад я взял на себя руководство оркестром, была идея сделать коллектив не хуже столичных. Получилось. Дирижируя разными оркестрами, в том числе за рубежом, в родном Петербурге, уверяю вас: Ростовский симфонический имеет силы достойно представлять город везде - и в Глазго, и в Дортмунде, и далее. Коллективом нужно гордиться. Он уникален своими сложнейшими музыкальными программами».
Да, в России мало городов, избалованных музыкальными изысками, представляемыми симфоническими оркестрами. Афиша ростовского коллектива прошлых сезонов и то, что он репетирует сейчас, любую публику приведёт в восхищение. Программы построены таким образом, чтобы удовлетворить и музыкальных интеллектуалов-меломанов, и любителей шлягерной симфонической музыки.
Рассказывает А. Милейковский: «В принципе, у нас каждую неделю новая программа. Такой режим работы. Программы разные. Открываем сезон 30 сентября. Восьмой симфонией Дмитрия Шостаковича. Когда-то очень давно это сложнейшее произведение исполнялось оркестром. Теперь его дирижирует Равиль Мартынов. У него нет потолка исполнительского уровня. И ему нравится работать с нашим оркестром, хотя он руководит и оркестром в Петербурге. (Действительно, в городе уже давно существует марка «Мартынов», что позволяет заполнять зал филармонии более чем на сто процентов. Зрители доверяют ему как художнику, как интерпретатору музыкальных произведений. - Авт ).
Мы возвращаемся к абонементной системе вечерних концертов, как в столичных залах. Дневные абонементы для детей существуют постоянно. Взрослых абонементов не было с 1992 года. Абонемент уже в продаже, и он недорогой Я бы сказал даже - дешевый. Мы умышленно не повышаем цены, чтобы сохранить своих верных поклонников и порадовать их труднейшими исполнительскими сочинениями, которые никогда здесь не звучали. Это «Так говорит Заратустра» - симфоническая поэма Рихарда Штрауса, музыка к балетам Игоря Стравинского «Весна священная» и «Пульчинелла», Девятая симфония Густава Малера, французская программа - «Море» Дебюсси, «Послеполуденный отдых фавна» Равеля, программа из произведений Мендельсона и т. д. А вокруг этого - всякие открытые концерты. Кроме Мартынова оркестром будут дирижировать и другие мастера. В октябре приедет немецкий дирижёр, в ноябре - китайский. Работают с оркестром и наши ростовские дирижёры. Это хорошо.
Но творческому коллективу необходимы выезды в другие места. Поездки - это стимул. Сидеть в четырёх стенах тяжко. И публике надоедаем - ей нужны свежие впечатления. Сюда должны приезжать другие. Интересен момент сравнения. Съездили мы в этом году впервые на всероссийский фестиваль в Кисловодске. Это была тяжёлая работа, играть пришлось для профессионалов. Дело было в августе, съехались музыканты со всей страны. Мы получили между тем массу удовольствия. Такого приёма я не помню: после исполнения каждого произведения зал вставал и скандировал, никак не хотел успокаиваться. Повторяю, это была не случайная публика, а музыканты. Мы доказали, что слава должна быть не только в родном городе».
Действительно, сколько можно наше донское искусство представлять в мире только филармоническим ансамблем донских казаков! Хоть ансамбль и хорош (кто ж спорит!), но и академический оркестр должен стать активным участником мирового музыкального процесса. Именно включённость в него не позволит оркестру расслабиться, заставит защищать и развивать свои наработанные ценности. Необходимо искать и воспитывать менеджеров, способных продвигать интересы коллектива, создавать стратегию творческого продвижения на рынке искусств. Как это ни странно звучит, но без этого сегодня нельзя работать. Наш губернатор заслуженно гордится экономическими достижениями региона. Область на подъёме. Но, я думаю, не меньшую гордость должны вызывать заслуги и победы наших творцов. Помогите им - тогда популярный нынче термин «южная столица» обретёт своё полноценное звучание во всём - и в экономике, и в культуре.
Сентябрь 2001г.
|