rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"ЛЮБО, БРАТЦЫ"?

КАЗАЧЬЯ СЛАВА РАССЫПАЛАСЬ ПО АМЕРИКЕ

Ансамбль донских казаков, три года назад отметивший свое 60-летие, объездивший под аплодисменты зрителей 33 страны, награжденный орденом Дружбы народов, удостоенный звания "академический", с полным основанием называли одной из "визитных карточек" многоликой России. И вдруг - скандал. После самых продолжительных в истории ансамбля гастролей по США и Канаде, длившихся около трех месяцев, половина состава не вернулась на родину.

 Красивые сильные голоса... Песни сопровождались сценами народной жизни. Вот казачий курень - плеск донской волны, шум зеленых дубрав, птичий пересвист. Ожившая фольклорная основа, помноженная на виртуозное мастерство певцов, танцоров, музыкантов, дарила зрителям ощущение чистого родника. И к нему припадали, чтобы зарядиться энергией на долго вперед.

 Правда, с годами ажиотаж спадал, и уже в феврале 99-го мне довелось сидеть в полупустом зале, хотя мастерства исполнители не убавили.

 Тогда ансамбль готовился к большому гастрольному турне по Соединенным Штатам. Контракт на поездку был заключен с фирмой "Коламбия артитс Менеджмент Инк" еще в 1996 году. Америка встречала артистов бурными овациями и восторженными отзывами в прессе. Коллектив дал концерты в 27 штатах США. Фирма расширила рамки гастролей, предоставив возможность выступить и в Канаде. Все 62 концерта прошли с аншлагом. Причем самый "небольшой" из залов насчитывал полторы тысячи мест. А самый большой - около шести тысяч. Об уважении принимающей стороны к нашим казакам говорит хотя бы такой факт: ансамблю были предоставлены лучшие сценические площадки страны. Например, "Кеннеди-Центр" в Вашингтоне, где в один день с разницей в полчаса выступали "Донские казаки" и знаменитый Плассидо Доминго.

  И вот последний концерт в Тампе, во Флориде. Сейчас комфортабельный автобус отвезет артистов в аэропорт. Руководитель поездки директор Ростовской филармонии Федор Ищенко видит своих артистов... без чемоданов. Он слышал разговоры: хорошо бы, мол, задержаться, продлить визы, но чтобы за кордоном остались сразу 32 человека - не ожидал!

  Ситуацию мог переломить лауреат Государственной премии имени Глинки профессор Анатолий Квасов. Он 30 лет является художественным руководителем ансамбля. В том, что коллектив приобрел всемирную известность, - отчасти его заслуга. Но по иронии судьбы одной из первых в Россию не пожелала вернуться его собственная дочь Валентина.

  Словом, Ищенко не оставалось ничего иного, как предложить невозвращенцам написать заявления об уходе из ансамбля по собственному желанию. Что они и сделали. Прекрасно понимая, что этот шаг отсекает их от ансамбля.

  Что же произошло с артистами? В основном они - молодые люди 25-35 лет, возраст лишь троих близок к 50 годам, самой молодой танцовщице Веронике Алимовой - 20 лет. Ансамбль покинули солисты, балалаечники-виртуозы Владимир Седых и Альберт Мурзин, великолепный вокалист, заслуженный артист России Анатолий Верховодов, солирующий танцор Андрей Котов, другие заслуженные артисты России. И все называют одну и ту же причину: деньги. Заработки артистов на родине колеблются от 500 до тысячи рублей в месяц. Да и те выплачивались нерегулярно.

  Да, артисты нахлебались проблем. Общежитие со вспученными от сырости стенами, единственной на этаж кухней и затхлым коридором с удобствами в конце... В основном живут здесь. Светлана Седых, жена первого балалаечника ансамбля, оставшегося в Америке, а она - здесь, дома, - говорит, что и ей надоело сидеть на шее у родителей, регулярно присылающих с Украины сумки с продуктами. И мужа понимает: устал метаться в поисках дополнительных заработков. После репетиций он играет на свадьбах или подрабатывает грузчиком. И так живут многие. Заслуженные артисты, преодолевая стыд, торгуют на рынках пирожками, кофтами, бельем - чем придется.

  - Но разве нельзя поправить финансовое положение на гастролях в Америке? - пытаюсь выяснить я у директора филармонии. Ищенко поясняет - все относительно. Если в Ростове артисты получали от 20 до 40 долларов в месяц (естественно, рублями), то в США - 35 долларов в день. Не разбогатеешь...

  - Это при многотысячных залах? - уточняю я.

  - Таковы условия контракта, - объясняет Ищенко. - Каждый артист заработал в среднем за поездку более двух тысяч долларов. Конечно, на эти деньги приходилось питаться, покупать необходимые вещи. Условия контракта грабительские. Но кто нам предложит другие? Не согласны, таких, как вы, - очередь. Филармония заработала в чистом виде всего около 10 тысяч долларов.

  "Американские" казаки раскололись на несколько групп. Часть примкнула к артистам фольклорного ансамбля "Ставрополье", оставшимся после гастролей в США еще в апреле. Шестеро услаждают слух посетителей ресторана "Русский самовар" в Нью-Йорке. Остальные разъехались по разным штатам - выступать в ресторанах и гостиничных комплексах. Некоторых устроила и неквалифицированная работа: горничных и посудомоек.

  Стоит ли осуждать их? Мнения руководителей культурой области разделились. Наказать? Выдворить из Америки с помощью миграционных служб? По закону казаки должны были вернуться в Ростов, уволиться и лишь затем искать контракты для заграничной работы. Но тогда проезд и визу они оплачивали бы сами. Это приблизительно 3 - 4 тысячи долларов. Не по карману.

  Теперь в ансамбле не хватает артистов хора, балета, музыкальных исполнителей. Объявлен конкурс на замещение вакантных мест. Отбор намечен на 31 января. Вряд ли кто-либо из оставшихся в США вернется к этому сроку. Скорее всего, освободившиеся места займут другие артисты. Сумеет ли ансамбль восстановить свой высокий имидж? Руководство филармонии уверяет, что достаточно пары месяцев репетиций - и все войдет в норму.

  Что-то не очень верится... И жалко смотреть на маленькую Дарину Седых, когда она просит маму: "Включи, пожалуйста, папу". Отца она видит теперь на видеокассете. Наташа терпеливо ждет возвращения мужа и вместе с тем всерьез опасается, что семью первой балалайки ансамбля могут выселить из общежития. Куда им тогда идти?

  КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ:

  Случай, конечно, из ряда вон. Такого массового бегства артистов, пожалуй, не наблюдалось ни в советские годы, когда вырваться из-под плотной опеки наших органов культуры и госбезопасности удавалось лишь единицам, ни потом, когда выезд стал возможен на вполне официальных основаниях и необходимость в подобных партизанских методах отпала.

  Впрочем, как видим, не отпала. Эпизод с казачьим ансамблем - лишь один из симптомов тяжелой болезни всего общества. Общества, чьи руководители привыкли "числить" культуру чуть ли не на последнем месте в негласном списке приоритетов. В результате значительная часть тех, кого мы по традиции считаем гордостью российского искусства, давно уже имеет к российской повседневности довольно-таки "касательное" отношение. Где, например, живет теперь большинство ведущих профессоров Московской консерватории? Владимир Крайнев, Наталья Гутман, Евгений Малинин - в Германии, Геннадий Рождественский - в Швеции... А до какого отчаянного состояния доведен коллектив Государственного академического симфонического оркестра, находящегося фактически на грани распада! Сходная ситуация назревает и в оркестре Московской филармонии...

  Но то - столичные артисты, у них хотя бы есть возможность прокричать о своих бедах через прессу. Кстати, скандал вокруг Госоркестра, кажется, заставил-таки и Министерство культуры - не без активного влияния вице-премьера Валентины Матвиенко - включиться в решение проблемы. Ну ладно, для москвичей, Бог даст, деньги найдут. Но кто подумает о десятках тысяч провинциальных музыкантов, актеров, танцовщиков - тех, без чьего искусства мы не мыслим своей жизни так же, как без любимых книг, фильмов, теле- и радиопрограмм... Далеко не всюду лидеры регионов располагают достаточными средствами, да и просто достаточно просвещены, чтобы, как, скажем, президент Татарстана, финансировать не только повседневную жизнь Госоркестра республики, но и его дорогостоящие зарубежные гастроли. А про создание серьезных юридических оснований для спонсорства государственные мужи в затяжной выборной гонке, похоже, вообще забыли...

  Что же, спросит читатель, все вопросы развития культуры, как приснопамятные вульгарные марксисты, опять сводим к вопросам развития экономики? Нет, конечно, но только не стоит и забывать старинную мудрую поговорку насчет соловья, которого баснями не накормишь. А без соловьиных песен - "мир тесен".

Trud.ru № 5 за 13.01.2000
.