rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове

6758135
Сегодня
Вчера
На Этой Неделе
На Прошлой Неделе
В Этом Месяце
В Прошлом Месяце
Все дни
1859
5902
16628
20973
67538
110064
6758135

в среднем в сутки
5520


Ваш IP:34.204.200.74

ЧЕРНЫЕ АРХЕОЛОГИ

      Есть археологи знаменитые и именитые. Есть известные узкому кругу коллег, но не теряю­щие надежду откопать когда-нибудь что-ни­будь эдакое, о чем заговорит весь мир. И су­ществуют археологи, которые сам род своей деятельности предпочитают скрывать от ок­ружающих. Не из презрения к мирской сла­ве, а в целях конспирации. Их называют "чер­ными археологами", и о них - наша сегодняшняя беседа с научным сотрудником Ростовс­кого областного музея краеведения Сергеем Востриковым.

   - О "ЧЕРНЫХ АРХЕОЛО­ГАХ" в России заговорили в последнее десятилетие. Это - порождение постсоветской эпохи перемен?

- "Черная археология" – название в известной степени условное. К примеру, в России импульс археологическим иссле­дованиям дал Петр Великий, ко­торый, путешествуя по Европе, заметил большой интерес к древней истории и понял, что этот интерес может способство­вать укреплению государствен­ной идеологии.

     20Но еще в документах сыск­ных приказов Ивана Грозного имеются сведения о так назы­ваемых бугровщиках. Дело в том, что некоторые российские пассионарии (среди них были и донские казаки) во время по­корения Сибири заинтересова­лись тамошними древними кур­ганами. Интерес был устойчив: со временем образовалась це­лая каста людей, профессией которых стало разграбление этих курганов.

     Русская православная цер­ковь, несмотря на то, что курга­ны являлись погребениями язы­ческими, к такому ремеслу от­носилась крайне отрицательно. Бугровщиков приговаривали к четвертованию, им заливали в рот расплавленный свинец, но, тем не менее "черная археоло­гия" оставалась популярной.

   Уже в XIX веке у нас, на Дону, едва ли не в каждом курене был полутораметровый щуп - т.е. штырь, предназначенный для прощупывания толщи земли. В то время, в связи с находками золотых вещей скифо-сарматского времени, в России был всплеск интереса к археологии, и за древностями, обнаружен­ными в курганах, на Дон, Север­ное Причерноморье ездили так же, как сейчас ездят в Эмираты за дешевым золотом.

     Но из всего этого вовсе не следует, что донские казаки были родоначальниками "черной археологии". Достоверно доказано, что некоторые курга­ны скифо-сарматского времени были ограблены буквально спу­стя несколько лет после совер­шения погребального обряда. Скорее всего, грабителями были свои. В каждом народе есть некоторое количество лю­дей, достаточно авантюрных и циничных, которые ради сиюминутной выгоды готовы попрать любые законы и запреты. Неда­ром сарматы стали устраивать в своих курганах тайники. Туда клали самые, на их взгляд, пре­стижные вещи, без которых по­койному трудно бы пришлось в царстве мертвых.

    В советские времена госу­дарство строго следило за тем, чтобы никто самостоя­тельно никаких археологических раскопок не предпринимал, и о "кладоискателях" почти ничего не было слышно.

   Ныне… В прошлом году я был на Тамани. Береговые откосы изрыты «черными археологами» так, что кладоискательство может показаться основным заня­тием местного населения. Заметны даже межевые знаки, отмечающие, видимо, территории различных группировок. Вообще некоторые специалисты утвер­ждают, что в Крыму и на побережье Черного моря масштабы «исследований» «черных археологов» превосходят объем работ тех археологов, которые копают официально под эгидой научно-исследовательских организаций.

- Что сегодня, прежде все­го, привлекает «черных архе­ологов»? По-прежнему золо­то?

Не только. Находки, как пра­вило, покупают (а нередко и за­казывают) коллекционеры древностей - и российские и зарубежные. Пользуются спросом древние монеты. Есть коллекционеры оружия, которые считают вопросом престижа обзавестись акинаком – т.е. скифским мечом.

- "Черные археологи" вы­сокого класса - это истори­ки, свернувшие с пути официальной науки?

    Возможно, некоторые из них имели или имеют отношение к исторической науке. Но этот бизнес - жестокий и криминальный не для людей академического склада ума. В обыденном сознании любые раскопки связаны с некоторой материальной заинтересованностью археологов в том, что они обнаружат. Многие пребывают в уверенности, что археологи обладают богатыми собраниями древностей.

- И в самом деле среди них есть такие коллекционе­ры?

     - Ни разу не встречал. Для археолога самая большая радость, чтобы то, что он нашел, попало в престижное музейное собрание, демонстрировалось как можно шире.

- Случается, что "черные археологи" на найденное смотрят как на лом драгметаллов?

    - Всяко бывает. В истории нашего музея несколько лет на­зад был печальный эпизод, свя­занный, правда, не с "черным археологом", а с обыкновенным грабителем, который похитил древние золотые детали конс­кой сбруи, чтобы пустить их в переплавку и отливать золо­тые крестики.

    Но дело даже не в том, с ка­кой целью "черный археолог" вскрывает погребение. В любом случае он наносит непоправи­мый вред исторической науке, потому что нарушает целостность погребального комплекса, стирает, искажает след, по которому мы могли бы восстано­вить подробности древней жиз­ни.

      Да и вещь, вырванная из ком­плекса, теряет 90 % своей сто­имости. Вне комплекса многие вещи невозможно более или менее точно датировать. Это при том, что возраст не разграб­ленного погребения и находя­щихся в нем вещей порой (к примеру, при наличии там об­ломков амфорной керамики с клеймами мастеров) можно ус­тановить с точностью до десят­ка лет!

- Увы, но масштабное, комплексное мышление ни "черным археологам", ни их заказчикам несвойственно...

    - Не только им. Это непони­мание имеет давнюю традицию. Когда Петр Первый спустил на места указание собирать все, что "сделалось старо и необык­новенно" (было это в начале XVIII века), местные власти по­няли это по-своему, собрать как можно больше древнего золота, переплавить и отправить в центр. Петр очень сердился на такую непонятливость и посту­пал в соответствии со своими понятиями о том, как надобно наставлять местные админист­рации.

    В XIX веке подобную непонят­ливость проявил один из губер­наторов - г-н Ашик. Он сменил на своем посту первого русского дипломированного археоло­га, выпускника Сорбонны г-на Стемпковского. Губернатор Стемпковский, как говорили про него, не столько занимался делами администра­тивными, сколько раскопками, и, тем не менее, благода­ря своей изыска­тельской деятельнос­ти удостаивался высочай­ших похвал.

   Г-н Ашик в отличие от Стемпковского, лично в раскопках не участвовал, но, помня об успе­хе предшественника, занятиям археологией покровительствовал. Желая постоянно быть на виду, он решил, что лучше на­ходки отправлять в центр регу­лярно, хотя и понемногу, неже­ли редко, но целым комплексом. Когда эта тактика открылась, случился большой скандал.

- Современных разруши­телей погребальных комп­лексов совесть не мучит? Не было случая, чтобы, обнару­жив нечто, потрясшее своей красотой или редкостью, "черный археолог" принес бы находку в музей?

    - О раскаянии «черных архе­ологов» я не слыхал. А вот коллекционеры на склоне лет, случается, передают коллекции в дар музею. Но это бывает неча­сто.

- За рубежом также суще­ствует проблема "черных ар­хеологов"?

    - В разных государствах по-разному. Немало стран, в кото­рых собственник земли облада­ет правом и на все, сокрытое в ее недрах…

Я бы поставил вопрос по-дру­гому: нет такой страны, в кото­рой археологи не задумывались о несовершенстве сегодняшних методов раскопок. Есть мнение, что хорошо бы вообще не тро­гать археологические памятни­ки до тех пор, пока не будет от­работана такая методика, при которой мы не потеряем ни еди­ного байта информации.

     В идеале хорошо бы иметь некие приборы, с помощью ко­торых можно создать компью­терное изображение того, что содержится, скажем, в кургане, и делать те или иные выводы, не беспокоя само погребение. Но, во-первых, это - дело не сегодняшнего дня, а, во-вторых, жажды коллекционера, желаю­щего единолично обладать древностями, это не утолит. Так что о "черной археологии" мы будем слышать еще долго.

1 февраля 2002г. НВ.
.