ОНА САМА СПЛЕЛА СУДЬБУ ТАКУЮ
В скромном неприметном домишке, во дворе, не огороженном даже забором, поселилась красота. Удивительные ковры, вытканные собственноручно, еле умещаются в тесноватом жилище Риммы Аванесян.
УВЛЕЧЕНИЕ это передалось от мамы с бабушкой. Они мастерицами были и настоящими красавицами. Римма заниматься вышивкой по-настоящему стала где-то в седьмом классе. Она тяжело болела. Ее бросало в жар, она теряла сознание. И тут пришло откровение: «Я должна вышивать!». То же самое присоветовала и знакомая женщина. Прошло несколько лет. Зарядили дожди. Стояла пасмурная погода, солнце долго не показывалось из-за туч. В дождь Римма принялась творить первый ковер. Именно творить, потому что каждый ковер для нее - это творение, частичка себя, своей души и сердца. Она поняла сразу: на ковре должно быть много-много цветов. А что кроме этого, не знала. Пошла по бабулькам - советоваться. Одна дала мудрый совет: «Ты, - говорит, - нарисуй женщину, чтобы не уступала по своей красоте цветам». Так Римма и сделала.
На стене висит гобелен. На нем - море цветов, а в центре - женщина с ребенком на руках. Широко открытыми глазами смотрит женщина-мать. Римме кажется, что взгляд получился у матери какой-то особенный. Верно: непостижимым образом удалось передать Римме всю тревогу и доброту матери.
Женская доля - особая тема для Риммы. Всюду ее окружали женщины. Их она не устает воспевать, изображает практически на каждом ковре. Испуганно обернулась девушка в ответ на чью-то ухмылку. Взгляд Римма запомнила и... нарисовала. В бережно подшитых альбомах хранит она множество своих рисунков. Целая галерея женских образов, среди которых можно найти и известную в прошлом ростовскую тележурналистку, и портрет соседской девочки. Недавно у Риммы вышел настенный календарь, который так и назывался - «Любимых женщин имена...».
Римма довольна жизнью. По ее словам, она счастлива. За долгую свою судьбу были неприятности, были и трагедии. Всю жизнь Римма старалась помогать другим. И люди на добро добром отвечали...
Римма училась на армянском филфаке Ереванского университета. В студенческие годы она сдружилась с шестнадцатью девушками. Впоследствии они пошли в науку, стали сотрудницами научно-исследовательских институтов. А в беззаботное студенчество собирались вместе в буфете филфака и долго-долго шептались друг с другом. Их называли «букет Риммы». В свой «букет» парней не подпускали...
Был период в жизни, когда Римма «болела» театром. Она знала тексты всех спектаклей репертуара наизусть, общалась с актрисами, сама старалась в чем-то походить на них. В театре Римма работала пятнадцать лет. Уйти пришлось, так как появились завистники. Римма не выдержала козней. С той поры и потянулась «черная полоса»...
В Армении было холодное и голодное время. Шла война в Карабахе. Римма вновь тяжело заболела. Если бы не лучшая подруга Рая, ей не выжить. Она выходила и вылечила Римму. «Мадонна Ани» - так назывался гобелен, который выткала Римма в благодарность. На нем она изобразила лицо спасительницы. Именно этот гобелен был передан в дар Эчмиадзинскому храму - «за мир в Карабахе». «Это были дни, когда в Ереване очередь за хлебом не уступала очереди в Мавзолей Ленина былых времен...» - вспоминала Римма.
К тому времени, когда в Армении случилось страшное землетрясение, Римма уже закончила университет и стала работать в самом отдаленном уголке республики - селе Цахкут. Учила русскому, как иностранному, армянских детей. На уроках ее ученики замерзали, падали в обморок от голода и плакали. Как-то раз Римма показала им мультик о корейском мальчике после взрыва атомной бомбы. Состояние у людей оказалось таким же. Все село было в слезах: дети навсегда потеряли родителей, братья - сестер... Несмотря на горе, Римма понимала: дальше - жить. И потому готовила к жизни своих учеников. Русский язык воспитанники Риммы знали. Каждый урок учительница им зачитывала отрывки стихов Пушкина, четверостишия других русских поэтов. Методика Риммы проста: она очень любила детей и стремилась передать свои знания им. Ошеломляющие результаты (предмет все дети знали на «пятерки») поразили однажды даже комиссию местных чиновников образования и сотрудников университета. К Римме ехали перенимать опыт...
Одного из ее учеников хотели в колонию забрать. Римма отстояла, не дала. С той поры прошло, наверное, лет сорок. И вот как-то встречает, уже будучи в Ростове, Римма высокого крепкого мужчину, а он ее обнимает. «Я строитель, - с гордостью говорит ученик бывшей учительнице. - Но одинаковых домов еще не построил. Все, как вы учили. В каждый построенный дом вкладываю кусочек «себя»...
...Прошли годы. Распался СССР. Другая страна с теми же самыми людьми продолжала жить. Но нет уже «букета Риммы». Куда-то убежала юность. А из далекой заграницы в армянский поселок Чалтырь приходят конвертики. «Римма, если жива, отзовись!» - пишет Зепюр. Прекрасная чтица, она когда-то стихи декламировала... «Букет Риммы» почти в полном составе эмигрировал за рубеж. «Приезжай, мы тебе визу вышлем!» - писали подруги из-за океана. Но Римма отказывалась. У нее на руках была мама, которую она оберегала до самой смерти. И потом, не смогла бы она там, за рубежом. Хотя живет очень бедно и едва ли не впроголодь.
Римма возвратилась в родные места, в село Чалтырь, где прошло ее детство, в буквальном смысле с одной чайной ложкой. Мебель, холодильник, телевизор - все подарили подруги. Римма могла бы продавать свои изумительные ковры, но торговать не умеет. «Подарить - пожалуйста, продать - нет», - говорит Римма. Вот и живет в нищете. Ходит по ростовским издательствам. Благодарна людям (прежде всего, известному поэту Даниилу Долинскому) за то, что почти даром печатают. Ищет спонсоров. На столе лежат рукописи. Нитки с иголками ждут своего часа. А Римма – вдохновения. Когда приходит муза, Римма творит чудеса…
19 марта 2004г., «Наше Время».