СФИНКС ИЗ… МЫЛА
Сероглазый, седоволосый. В своем черном костюме он напоминает не то пирата, не то цыгана. Он берет в руки гитару… Закрой глаза – и очутишься в чудесном мире, казалось бы, напрочь забытых грез… Мой собеседник – Юрий Григорьевич Апиянц. Скульптор, художник, музыкант – в общем, один из тех талантливых людей, которыми всегда был славен наш город.
– Юрий Григорьевич, смотришь на ваши фигурки из мыла, и возникает ощущение, что над ними трудился очень счастливый человек…
– Не знаю, что вы подразумеваете под словом счастье, но, пожалуй, работая над коллекцией мыльных скульптур, я действительно соприкасался с этим чувством. Знаете, это было такое ощущение отстраненности, покоя, которое, на мой взгляд, необходимо каждому художнику.
– Но почему именно мыло?
– Да я, честно говоря, сам затрудняюсь ответить на этот вопрос. Просто лет двадцать назад мне пришла в голову эта идея. Упала, как ньютоново яблоко (смеется). Это произошло в 1982 году. С тех пор и длится моя мыльная опера.
Впрочем, и жизнь его похожа на какой-то сериал. Босоногий мальчишка из Нахичевани. Мама – педагог, отец – служащий. Полуголодное послевоенное детство, теснота коммуналок… И вот, десятилетия спустя, он – один из интересных ростовских мастеров-самоучек.
– Юрий Григорьевич, в ближайшее время вы планируете открыть свой мастер-класс…
– Я считаю, что мой, если можно так выразиться, стаж в педагогике (а я в свое время работал на станции юных техников, в лицее № 1 при РГУ, в Доме детского творчества) и искусстве позволяет мне сделать это. Я буду обучать своих учеников тому, что освоил сам, – современной графике, искусству резьбы по дереву, разумеется, работе с мылом. Заниматься сможет любой желающий. Главное, чтобы было стремление учиться.
– А как вам удалось вписаться в процесс коммерциализации отечественного искусства?
– Молча. Просто я узнал, что никто за меня зарабатывать деньги не будет, что добрый дядя спонсор не облагодетельствует меня только за то, что я способный художник Апиянц; что все надо пробивать своими руками. И потому для меня, как для многих людей искусства, не стал шоком тот факт, что произведение своего творчества нужно не только создать, но еще и суметь реализовать его на рынке. Вот, например, недавно руководство мыловаренного завода на ура приняло мои фигурки, грозилось поставить их на поток, а потом… дало от ворот поворот. Неприятно. Но что поделаешь? Приходится в свои шестьдесят с хвостиком заново учиться не доверять людям.
Кусок обыкновенного детского мыла легко превращается в какую-нибудь зверушку. Сложного инструмента здесь не нужно – всего-то перочинный нож да заколка-невидимка. Час-полтора, и у тебя на ладони уже уютно пристроился маленький сфинкс. Почти что загадочный. Полузверь-получеловек смотрит живым взглядом, словно понимает, что он так же хрупок и недолговечен, как и человеческая жизнь. И знаете, место ему на полочке, а не в бане…
15 ноября, 2002г., «Ростов Официальный»
Стихи В МЫЛЕ
Нет, это не о тех рифмованных строчках, сочиняя которые автор изойдет семью потами. Стихами в мыле ростовский мастер Юрий Апиянц называет фигурки, которые вырезает из брусочков мыла. Есть для них и другое название - мыловые нэцке.
КАЖДЫЙ, кто видит эту коллекцию, первым делом задает вопрос:
- Ну почему все это - из мыла?
Да так... Пригрезилось, приснилось. Потянулась рука мастера к мылу, а почему - и сам не объяснит. Случилось это 20 лет назад. Апиянц резал мыло, как пишут стихи. Он чувствовал себя первооткрывателем тайн, заключенных в мыльных брусочках, и только потом, годы спустя, прочел в какой-то брошюрке рекомендации для резчиков по мылу... Знать, не он один видел свои мыльные сны.
Мыло, в известной степени, стало для Юрия Григорьевича кормильцем: благодаря самой первой своей коллекции мыловых нэцке он получил работу на станции юных техников. Там Апиянц учил детей своему искусству и искусству лепки из глины. Кстати, он считает, что мыло - и замечательный, доступный каждому мастеру по цене «переходной» материал, своего рода черновичок: пригрезившуюся фигурку сначала можно вырезать из мыла, а потом уже повторить замысел в дереве или глине.
Всем прочим сортам мыла Юрий Апиянц предпочитает «Детское», экологически чистое.
Если обработать мыло специальным лаком или эпоксидкой, фигурка долго сохранится, как новенькая. И все вокруг будут спрашивать? «Что это за кость? Слоновая? Моржовая?».
Аромат хорошего мыла улетучится не скоро. А вот если брусочек цветной, это, увы, ненадолго. Поэтому Юрий Григорьевич, как правило, режет фигурки из обычных, не напитанных этими непостоянными красителями брусочков.
Ныне в коллекции Апиянца более 120 нэцке из мыла (эти 120 - его «избранное»), и он думает войти с ними в число «лауреатов» Книги рекордов Гиннесса.
Точнее, в Книгу рекордов Гиннесса Юрий Апиянц хочет попасть сразу по трем номинациям. Кроме мыловых нэцке, он представит еще и коллекцию керамических колец собственного изготовления. Когда их число перевалило за тысячу, друзья стали называть его Властелином колец.
Увлекают Юрия Григорьевича рекорды и круглые, эффектные цифры. Однажды он прочитал, что один музыкант играл на фортепиано без перерыва 50 часов.
- А у меня, - говорит Апиянц, - с гитарой роман, как с дамой.
Словом, готовится теперь Юрий Григорьевич к музыкальному марафону. Не менее 30 часов кряду намерен играть на гитаре.
В программке одного из своих концертов Апиянц написал, что «играя, автор как бы вспоминает путешествия по Испании в прошлых воплощениях». Так то был короткий концерт. А за 30 часов чего только не вспомнишь...
17 октября 2003г., «Наше Время».