Три Пикрии живут на свете
ГИБЕЛЬ молодого художника, им самим словно предугаданная, бросает особый отблеск на все его творчество, а тайна холстов, оказавшихся пророческими, на первых порах способна затмить все прочие художественные впечатления.
Так произошло со мной, так, верно, происходило со многими, посетившими два года назад первую посмертную (и вообще первую ростовскую - прижизненных не случилось) выставку Пикрии Батиашвили.
Два холста притягивали тогда могущественным притяжением потусторонности. На одном - ночная бездна и высвеченное неярким светом серое лицо плакальщицы. Эксперт-криминалист, посмотрев потом эту работу Пикрии, скажет, что на ней - лицо умершей от удушения. На другом - горы, ясный день, небесная синь и ангел, спустившийся, чтобы подхватить душу погубленной девушки.
Эти картины Пикрия написала перед поездкой в горы, на бардовский фестиваль, с которого не вернулась.Таким же днем - ясным и светлым, как на ее картине, в двух шагах от бардовского лагеря, который казался самым безопасным местом на свете, одной из немногих уцелевших еще обителей романтики и дружества, она стала жертвой уголовника.
Похоже, она его не опасалась и совсем не предчувствовала в нем своего убийцу: он тоже был у бардовского костра. И значит – свой. Там, в горах под бесконечные звуки гитар и песен, исчезают и недоверие, и осторожность, и подозрительность. Совсем как в храме.
Пикрию похоронили на кладбище альпинистов, а в Ростове в память о ней устроили выставку.
И вот - снова выставка. Как воспримутся ее работы теперь, когда прошел тот ошеломляющий трагический эффект?
Не успела я сделать и не скольких шагов по выставочному залу, как услышала взволнованный голос Валерия Рязанова, одного из самых авторитетных искусствоведов Юга России:
- Пойдем, это - потрясающе, тут - и Малевич, и Кандинский, вся русская духовная и художественная культура XX века и - собственный взгляд. Мы предстали перед "Ангелом скорби". Так ангелы глядят на тех кто, презрев все откровения, заветы, тайные и явные знаки, оказался у последней черты.
- Современные иконописцы, размышлял вслух Рязанов, - почти все ориентируются на красивые средневековые образцы.Я не видел в их творениях иконы XX века. А это - она. Я много противоречивого слышал о Пикрии: кто говорил, что слухи о ее таланте преувеличены, кто называл гениальной девочкой... Пришел и поразился: нет ни одной, написанной просто так, бездуховной вещи! Во всем - ответственное отношение даже не к искусству, к жизни. После "Ангела скорби", сосредоточенных и строгих Сергия Радонежского и Святой Параскевы, Маленького принца, оторвавшегося от земли в каком-то прекрасном и жертвенном полете, и сама Пикрия представлялась аскетичной, строгой и скорбящей. Кто-то предположил, что у нее, должно быть, не было друзей: непросто найти спутника, способного восходить на такие же вершины. Вспомнилась печаль Сент-Экзюпери: "Мне совершенно не с кем поговорить... Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть...".
Но другой зал - иные эмоции, иные речи, и вздохи: "Как красиво!". Там - натюрморты и пейзажи, там - цветы и горные озера, там - подернутый розово-сиреневой дымкой "Город моей мечты", на аллеях которого так легко вообразить и грациозных принцесс, внимающих флейтистам, и преспокойно гуляющего белоснежного единорога. Над этим залом витал образ другой Пикрии - нежной и романтичной.
И еще одна - третья Пикрия - нежными и чистыми красками свидетельствовала, как радостно и лучезарно "Сказание о Христе". Она - разная, неожиданная, неуловимая, эта Пикрия Батиашвили.
Для одних - полумонахиня, суровая труженица на ниве высокого искусства. Для других – девочка фейерверк, которой было так интересно попробовать себя во всем. Даже в лазании по крышам, на что она без особого труда подбивала и младшую сестру - Аню. В ИХ ДОМЕ, запечатленном Пикрией на одном из холстов, старом одноэтажном домике в Нахичевани, не было просто дней рождения, просто праздников. Пикрия придумывала спектакли, балеты, мюзиклы по поэмам Маяковского и античным мифам, собственным сочинениям, в том числе - детективным.
Творить, сочинять музыку, картины, истории было для нее так же естественно, как дышать. - Рядом с Пикрией все бурлило и кипело,- говорит Аня, вспоминая то время, когда Пикрия работала в экспериментальном детском садике. - Садик располагался в центре Ростова, где элитные дома соседствуют с трущобами, так что посещали его дети из семей самого разного культурного уровня и материального достатка. Пикрия не стала дожидаться, когда все ее воспитанники обзаведутся необходимыми для занятий принадлежностями или когда ей выделят на это средства. Мы собрали все ее карандаши, краски, накупили кисточек, и занятия начались.Дети ее обожали, а с родителями происходило невероятное: вместо того, чтобы в конце дня поскорее, как водится, забрать своих малышей, они усаживались рядом с ними - и рисовали.
Саму же Пикрию и сестру ее Аню увлекла любовью к искусствам мама.
Нет, она не мечтала, чтобы дочки стали артистками, художницами, но очень хотела видеть их начитанными, широко образованными, не знающими скуки. Они много путешествовали и всюду первым делом посещали музей и храм. Богато не жили. Но когда мамины московские друзья звонили и сообщали, что в столицу привозят Малевича или Шагала или намечается иное, не менее значительное событие, все сразу решали ехать, чего бы это ни стоило. Когда Пикрии было 17 лет, мама подарила ей "Новый завет". Библия перевернула ее жизнь. Был даже период, когда Пикрия с пламенной страстью неофитки дни и ночи проводила в молитвах, тревожа близких такой чрезмерностью.
Ее спасли Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Она прочла их мысли, поучения, жития и от чувств, граничащих с фанатизмом, пришла к спокойной, чуждой внешней эффектности вере. Однажды, прочитав какую-то религиозную книгу, Пикрия сказала маме: "Вот мы и не думали, а у нас - настоящая христианская семья".Мама несколько удивилась этому замечанию, но Пикрия стала ее убеждать: "Ведь в нашей семье есть и любовь, и уважение, а корысти и уныния нет". Об этом диалоге я узнала от младшей сестры - Ани. Я обратила внимание на то, что почти во всех рассказах о семье и духовных исканиях практически отсутствует папа: вот сестры вместе с мамой от избытка чувств поют, гуляя по старым родным улицам Ростова, вот едут в Андронников монастырь, чтобы вдохнуть тот воздух, которым дышал Андрей Рублев, вот на последние деньги покупают пирожные - и в гости к бабушке, чтоб не сомневалась, как они веселы и богаты.
А что же папа?
- Папа - это солнце в нашем доме, - серьезно ответила Аня.
У меня молнией пронеслась мысль относительно кавказских мужчин, которые, конечно же, согласны на единственную роль - Солнца, вокруг которого вращаются все прочие светила.Я никак не ожидала такого продолжения: - Папа у нас – необыкновенный, - подхватила Елена Михайловна. – Это он решил назвать первенца Пикрией – в честь героини романа Важи Пшавелы. Пикрия в Грузии очень редкое имя. Три Пикрии живут на свете. Наша дочь, его сестра и племянница.Это он научил дочек: маму надо почитать, маму надо жалеть, маме надо помогать. Приду с работы - бросается развязывать мне ботиночки. Девчонки подросли, - стали ему подражать.…Когда я была беременна Пикрией, мне потребовалось сдать на анализ кровь из вены. Я так боялась, ужасно! Тогда Важа пошел вместе со мной, протянул медсестре руку, чтобы сначала кровь взяли у него, и сказал: "Лена, ничего страшного. Совсем не больно". Мы никогда не рассказывали детям об этом, но однажды семилетней Анечке предстояло та же "кровь из вены". В больницу ее повела Пикрия (ей было всего 12).
Она поступила так же, как когда-то ее отец, и сказала почти те же слова: "Смотри, Аня, это совсем не больно'". Маленький эпизод, на котором, конечно же, не стоит строить философию. Но - врезается в память. Узнав и о нем, и о всей этой короткой светлой жизни, хочется еще раз вернуться и к ее Мариям, и ее Маленькому принцу, и к "Любимой коряге" - так много было ей любимо - и сказать: "Помолись за нас, Пикрия".
Работы Пикрии Батиашвили демонстрируются в Детской картинной галерее. 13 сентября 2001 года в 17.00 – концерт музыки Пикрии.
Вход в галерею и на концерт – свободный.
|