rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
         Три Пикрии живут на свете

      batiashviliГИБЕЛЬ молодого ху­дожника, им самим словно предугадан­ная, бросает особый отблеск на все его творчество, а тайна холстов, оказавшихся пророчес­кими, на первых порах способна затмить все прочие художествен­ные впечатления.   

  Так произошло со мной, так, верно, происходило со многими, посетившими два года назад первую посмертную (и вообще первую ростовскую - прижизнен­ных не случилось) выставку Пикрии Батиашвили.

 Два холста притягивали тог­да могущественным притяжени­ем потусторонности. На одном - ночная бездна и высвеченное неярким светом серое лицо пла­кальщицы. Эксперт-кримина­лист, посмотрев потом эту рабо­ту Пикрии, скажет, что на ней - лицо умершей от удушения. На другом - горы, ясный день, не­бесная синь и ангел, спустив­шийся, чтобы подхватить душу погубленной девушки.     

    Эти картины Пикрия написала перед поездкой в горы, на бардовский фестиваль, с которо­го не вернулась.Таким же днем - ясным и светлым, как на ее картине, в двух шагах от бардовского лаге­ря, который казался самым безопасным местом на свете, од­ной из немногих уцелевших еще обителей романтики и дружества, она стала жертвой уголов­ника.

     batiashvili1Похоже, она его не опасалась и совсем не предчувствовала в нем своего убийцу: он тоже был у бардовского костра. И значит – свой. Там, в горах под бесконеч­ные звуки гитар и песен, исчезают и недоверие, и осторожность, и подозрительность. Совсем как в храме.

     Пикрию похоронили на клад­бище альпинистов, а в Ростове в память о ней устроили выставку.

   И вот - снова выставка. Как воспримутся ее работы теперь, когда прошел тот ошеломляю­щий трагический эффект?

     Не успела я сделать и не скольких шагов по выставочному залу, как услышала взволно­ванный голос Валерия Рязанова, одного из самых авторитетных искусствоведов Юга России:

     - Пойдем, это - потрясающе, тут - и Малевич, и Кандинский, вся русская духовная и художе­ственная культура XX века и - собственный взгляд.    Мы предстали перед "Анге­лом скорби". Так ангелы глядят на тех кто, презрев все откровения, заветы, тайные и явные зна­ки, оказался у последней черты.

    - Современные иконописцы, размышлял вслух Рязанов, - по­чти все ориентируются на красивые средневековые образцы.Я не видел в их творениях иконы XX века. А это - она. Я много противоречивого слышал о Пикрии: кто говорил, что слухи о ее таланте преувеличены, кто называл гени­альной девоч­кой... Пришел и поразился: нет ни одной, написанной про­сто так, бездуховной вещи! Во всем - ответственное отношение даже не к искусству, к жизни. После "Ангела скорби", сосре­доточенных и строгих Сергия Ра­донежского и Святой Параскевы, Маленького принца, оторвавше­гося от земли в каком-то пре­красном и жертвенном полете, и сама Пикрия представлялась ас­кетичной, строгой и скорбящей. Кто-то предположил, что у нее, должно быть, не было друзей: непросто найти спутника, способного восходить на такие же вершины. Вспомнилась печаль Сент-Экзюпери: "Мне совершен­но не с кем поговорить... Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть...".

     Но другой зал - иные эмоции, иные речи, и вздохи: "Как краси­во!". Там - натюрморты и пейза­жи, там - цветы и горные озера, там - подернутый розово-сире­невой дымкой "Город моей меч­ты", на аллеях которого так лег­ко вообразить и грациозных принцесс, внимающих флейтис­там, и преспокойно гуляющего белоснежного единорога.     Над этим залом витал образ другой Пикрии - нежной и ро­мантичной.

    И еще одна - третья Пикрия - нежными и чистыми красками свидетельствовала, как радост­но и лучезарно "Сказание о Хри­сте".     batiashvili2Она - разная, неожиданная, неуловимая, эта Пикрия Батиашвили.

    Для одних - полумонахиня, суровая труженица на ниве вы­сокого искусства.    Для других – девочка фейерверк, которой было так интерес­но попробовать себя во всем. Даже в лазании по крышам, на что она без особого труда под­бивала и младшую сестру - Аню. В ИХ ДОМЕ, запечат­ленном Пикрией на одном из холстов, ста­ром одноэтажном домике в Нахичевани, не было просто дней рож­дения, просто праздников. Пикрия придумывала спектакли, балеты, мюзиклы по поэмам Маяковского и античным мифам, собственным сочинени­ям, в том числе - детективным.

     Творить, сочинять музыку, картины, истории было для нее так же естественно, как дышать.  - Рядом с Пикрией все бурли­ло и кипело,- говорит Аня, вспо­миная то время, когда Пикрия работала в экспериментальном детском садике. - Садик распо­лагался в центре Ростова, где элитные дома соседствуют с тру­щобами, так что посещали его дети из семей самого разного культурного уровня и материаль­ного достатка.     Пикрия не стала дожидаться, когда все ее воспитанники обза­ведутся необходимыми для заня­тий принадлежностями или ког­да ей выделят на это средства. Мы собрали все ее карандаши, краски, накупили кисточек, и за­нятия начались.Дети ее обожали, а с родите­лями происходило невероятное: вместо того, чтобы в конце дня поскорее, как водится, забрать своих малышей, они усаживались рядом с ними - и рисовали.

     Саму же Пикрию и сестру ее Аню увлекла любовью к искусст­вам мама.

   Нет, она не мечтала, чтобы дочки стали артистками, худож­ницами, но очень хотела видеть их начитанными, широко образо­ванными, не знающими скуки. Они много путешествовали и всюду первым делом посещали музей и храм.   Богато не жили. Но когда ма­мины московские друзья звони­ли и сообщали, что в столицу привозят Малевича или Шагала или намечается иное, не менее значительное событие, все сра­зу решали ехать, чего бы это ни стоило.   Когда Пикрии было 17 лет, мама подарила ей "Новый завет". Библия перевернула ее жизнь. Был даже период, когда Пикрия с пламенной страстью неофитки дни и ночи проводила в молитвах, тревожа близких та­кой чрезмерностью.

    Ее спасли Сергий Радонежс­кий и Серафим Саровский. Она прочла их мысли, поучения, жи­тия и от чувств, граничащих с фанатизмом, пришла к спокой­ной, чуждой внешней эффектно­сти вере.   Однажды, прочитав какую-то религиозную книгу, Пикрия ска­зала маме: "Вот мы и не думали, а у нас - настоящая христианс­кая семья".Мама несколько удивилась этому замечанию, но Пикрия ста­ла ее убеждать: "Ведь в нашей семье есть и любовь, и уважение, а корысти и уныния нет".     Об этом диалоге я узнала от младшей сестры - Ани. Я обра­тила внимание на то, что почти во всех рассказах о семье и ду­ховных исканиях практически от­сутствует папа: вот сестры вме­сте с мамой от избытка чувств поют, гуляя по старым родным улицам Ростова, вот едут в Андронников монастырь, чтобы вдохнуть тот воздух, которым дышал Андрей Рублев, вот на последние деньги покупают пи­рожные - и в гости к бабушке, чтоб не сомневалась, как они веселы и богаты.

      А что же папа?

      - Папа - это солнце в нашем доме, - серьезно ответила Аня.

  У меня молнией пронеслась мысль относительно кавказских мужчин, которые, конечно же, согласны на единственную роль - Солнца, вокруг которого вра­щаются все прочие светила.Я никак не ожидала такого продолжения:     - Папа у нас – необыкновенный, - подхватила Елена Михайловна. – Это он решил назвать первенца Пикрией – в честь героини романа Важи Пшавелы. Пикрия в Грузии очень редкое имя. Три Пикрии живут на свете. Наша дочь, его сестра и племян­ница.Это он научил дочек: маму надо почитать, маму надо жалеть, маме надо помогать. Приду с работы - бросается развязывать мне ботиночки. Девчонки под­росли, - стали ему подражать.…Когда я была беременна Пикрией, мне потребовалось сдать на анализ кровь из вены. Я так боялась, ужасно! Тогда Важа пошел вместе со мной, про­тянул медсестре руку, чтобы сна­чала кровь взяли у него, и ска­зал: "Лена, ничего страшного. Совсем не больно".    Мы никогда не рассказывали детям об этом, но однажды се­милетней Анечке предстояло та же "кровь из вены". В больницу ее повела Пикрия (ей было все­го 12).

      Она поступила так же, как ког­да-то ее отец, и сказала почти те же слова: "Смотри, Аня, это со­всем не больно'".     Маленький эпизод, на кото­ром, конечно же, не стоит стро­ить философию. Но - врезается в память. Узнав и о нем, и о всей этой короткой светлой жизни, хо­чется еще раз вернуться и к ее Мариям, и ее Маленькому прин­цу, и к "Любимой коряге" - так много было ей любимо - и ска­зать: "Помолись за нас, Пикрия".

Работы Пикрии Батиашвили демонстрируются в Детской картинной галерее. 13 сентября 2001 года в 17.00 – концерт музыки Пикрии.
Вход в галерею и на концерт – свободный.
.