И В. Болдырев переехал в Петербург. Вернемся, однако, в Новочеркасск начала семидесятых годов прошлого века, Иван Болдырев считался уже военным казаком и должен был идти на службу, «в поле». Или — внести в казну военный годовой капитал в размере 85 рублей. Денег не было, но были друзья среди художников и артистов. Собрав нужную сумму,они «откупили» своего товарища для новых изобретательских трудов и творчества. Его увлечением был театр. В Новочеркасске один сезон работал Александр Ленский, имя которого в истории русского театра стоит в ряду с именами В. Давыдова, М. Савиной, П. Стрепетовой, В. Комиссаржевской. Ленский был одним из тех, кто «откупал» Болдырева. Молодой фотограф снимал молодого актера в«Гамлете». Снимал других своих друзей в ролях и в жизни. Нужно ли говорить, насколько интересны были бы сегодня эти фотографии, но, к сожалению, они неизвестны нам. Может быть, безвозвратно теряны, но, хочется думать, — пока не найдены.
Можно предположить, что знакомство с театром, дружба с актерами немало способствовали становлению эстетических взглядов Ивана Болдырева. И в дальнейшем он поддерживал добрые отношения, встречался с Александром Павловичем Ленским, ставшим од ним из корифеев Малого театра.
Вновь обратимся к автобиографическим записям И. В. Болдырева, изданным более ста лет назад, в 1883 году. Его воспоминания переносят нас в Петербург.
«Так как материальное положение не позволяло мне заняться исключительно образованием, то я поступил в фотографию Лоренца в качестве ретушера и помощника, и в часы досуга стал посещать школу поощрения художников. Отдавшись всецело любимому искусству — рисованию, я оставил фотографию, но в каникулярное время я уезжал на Дон собирать типы казаков и между этим иногда снимал фотографии с публики, а по возвращении в Петербург эти типы передавал П. Н. Поленову, В. В. Стасову — в Императорскую публичную библиотеку и Л. Н, Майкову — в этнографический отдел Императорского Русского географического общества. В 1874 году я поступил в число вольнослушателей Академии художеств. Вследствие этого войско меня уволило от службы, выпустив в отставку — предоставляя полную свободу для дальнейшего развития.
В Академии я познакомился с художником М. Ф. Каменским, от которого приобрел потом фотографический аппарат, привезенный им из Флоренции. Аппарат этот был довольно громоздкий и сложный...»
Небольшой фрагмент воспоминаний И. В. Болдырева заставляет обратиться к старым энциклопедическим словарям и справочникам. Ведь автор называет несколько имен, среди которых широко известно лишь имя Владимира Васильевича Стасова. Между тем П. Н. Поленов и Л. Н. Майков, собравшие фотографические карточки «видов и типов из Донской области» работы Ивана Болдырева, сделали неоценимо важное дело: сохранили в архивах редкие светописные изображения из жизни казачества семидесятых годов минувшего века. Эти снимки дороги нам сегодня. И еще дороже, важнее для понимания истории Дона они будут для будущих поколений. Здесь необходимо отметить, что сам автор фотографий лишь с годами, под влиянием окружения в Петербурге и на Дону, стал осознавать важность созданной им фотолетописи.
Итак, два имени из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Издание 1898 года.
Петр Николаевич Полевой получил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где был в дальнейшем приват- доцентом. В 1880-х годах издавал «Живописное обозрение». Большим успехом пользовались его «История русской литературы в очерках и биографиях» и «Учебная русская хрестоматия». Многим была знакома книга П. Н. Полевого «Очерки русской истории в памятниках быта». Знал ее и И. В. Болдырев, живо заинтересовавшийся коллекционированием предметов быта донских казаков.
Леонид Николаевич Майков, младший брат Аполлона и Валериана Майковых, также занимался исследованием истории русской литературы. В 1882 году был назначен помощником директора Публичной библиотеки, позднее избран академиком, вице-президентом Академии наук. И. В. Болдырев познакомился с Л. Н. Майковым, когда он возглавлял этнографическое отделение Русскою географического общества и редактировал сразу несколько изданий, в том числе — пять томов «Записок по отделу этнографии». Несомненно влияние ученого на развитие, образование Ивана Болдырева. Всегда жадно тянувшийся к учению, он удивлял знакомых разносторонностью своих увлечений и познаний.
Примечательно и имя М. Ф. Каменского, брата выдающегося скульптора, академика Федора Федоровича Каменского, посещая которого во Флоренции, И. Болдырев приобрел большую по тем временам редкость — походную фотокамеру. Она умещалась... в двух сундуках общим весом десять пудов. Что же входило в комплект? Сам фотоаппарат на треноге, большой запас кассет, принадлежности и реактивы, а еще — темная походная комната - палатка, предназначенная для приготовления стеклянных светочувствительных пластинок непосредственно перед съемкой. Переделав объектив, Иван Васильевич поспешил в родные края. Весь световой день путешествовал он по станицам Цимлянской, Кумшатской, Есауловской. Его интересовало все: лицо, одежда, жилье, станичные сходы, девичьи хороводы. Хотелось как можно полнее представить в фотографиях весь уклад жизни родного Дона. Осуществлять замыслы помогали не только природная одаренность и знания, получинные в Петербурге. Помогал объектив, позволяющий изображать большие группы людей, жанровые сцены резко и отчетливо во всей глубине пространства. Как фотографу, ему постоянно открывалась важность его дела — сохранить для истории «образы и виды Донской области». В этом убедило его внимание со стороны В. В. Стасова, Л. Н. Майкова, П. Н. Полевого. Помог понять непреходящую ценность документального снимка и альбом петербургских видов работы А. Лоренса, очень скоро ставший большой редкостью. Не давала покоя и страсть к изобретательству — хотелось усовершенствовать затвор фотоаппарата, придумать прозрачный эластичный заменитель тяжелым и легко бьющимся стеклянным пластинкам.
Сколько ценных кадров безвозвратно погибло из-за этих хрупких стеклянных пластин! Он знал это по своему горькому опыту.Снимая на Верхнем Дону, решил собирать в хуторах и станицах предметы исконного казачьего быта, чтобы составить коллекцию для показа в Петербурге. Эта мысль родилась тоже под влиянием Стасова. И верно: сколько непритязательных на вид (но поистине уникальных) произведений народных мастеров видел он в дни путешествий. Многие, пожалуй, и не встретить вновь. Нет, решено, надо составлять коллекцию. И он принялся за дело с рвением энтузиаста. Глиняную посуду упаковывал в ящики от фотокамеры. В них же тщательно укладывал отснятые негативы. А на обратном пути — беда Возница не удержал повозку на ухабистой крутой дороге. В ящиках оказались черепки и осколки стекла.
Нет, фотографии поистине необходима прозрачная пленка для негативов…
Н а снимках: хоровод на Верхнем Дону; тип донского казака; А. П. ЛЕНСКИЙ (в центре) среди актеров в Новочеркасске, 1871—1872 гг. (из сохранившихся театральных снимков И. В. Болдырева).
|