rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

43И В. Болдырев переехал в Петербург. Вернемся, однако, в Новочеркасск начала семи­десятых годов прошлого ве­ка, Иван Болдырев считался уже военным казаком и дол­жен был идти на службу, «в поле». Или — внести в казну военный годовой капи­тал в размере 85 рублей. Денег не было,  но были друзья среди художников и артистов. Собрав нужную сумму,они «откупили» свое­го товарища для новых изо­бретательских трудов и твор­чества. Его увлечением был театр. В Новочеркасске один сезон работал Александр Ленский, имя которого в истории русского театра стоит в ряду с именами В. Давыдо­ва, М. Савиной, П. Стрепетовой, В. Комиссаржевской. Ленский был одним из тех, кто «откупал» Болдырева. Молодой фотограф снимал молодого актера в«Гамлете». Снимал других своих друзей в ролях и в жизни. Нужно ли говорить, на­сколько интересны были бы сегодня эти фотографии, но, к сожалению, они   неизвестны нам. Может быть, безвозвратно теряны, но, хочется думать, — пока не найдены.

    Можно предположить, что знакомство с театром, дружба с актерами немало способство­вали становлению эстетиче­ских взглядов Ивана Болдыре­ва. И в дальнейшем он под­держивал добрые отношения, встречался с Александром Павловичем Ленским, ставшим од ним из корифеев Малого те­атра.

      Вновь обратимся к автобиографическим записям И. В. Бол­дырева, изданным более ста лет назад, в 1883 году. Его воспоминания переносят нас в Петербург.

    «Так как материальное поло­жение не позволяло мне занять­ся исключительно  образова­нием, то я поступил в фото­графию Лоренца в качестве ре­тушера и помощника, и в ча­сы досуга стал посещать шко­лу поощрения  художников. Отдавшись всецело любимому искусству — рисованию, я оставил фотографию, но в ка­никулярное время я уезжал на Дон собирать типы казаков и между этим иногда   снимал фотографии с публики, а по возвращении в Петербург эти типы передавал П. Н. Полено­ву, В. В. Стасову — в Импера­торскую публичную библиоте­ку и Л. Н, Майкову — в этно­графический отдел Император­ского Русского географическо­го общества. В 1874 году я пос­тупил в число вольнослушате­лей Академии    художеств. Вследствие этого войско меня уволило от службы, выпустив в отставку — предоставляя полную свободу для дальнейшего развития.

42В Академии я познакомился с художником М. Ф. Каменским, от которого приобрел потом фотографический аппарат, при­везенный им из Флоренции. Аппарат этот   был довольно громоздкий и сложный...»

Небольшой фрагмент воспо­минаний И. В.  Болдырева заставляет обратиться к  ста­рым энциклопедическим сло­варям и справочникам. Ведь автор называет несколько имен, среди которых широко известно лишь имя Владимира Васильевича Стасова. Между тем П. Н. Поленов и Л. Н. Майков, собравшие фотографические карточки «видов и типов из Донской области» работы Ива­на Болдырева, сделали неоце­нимо важное дело: сохранили в архивах редкие светописные изображения из жизни казаче­ства семидесятых годов   минувшего века. Эти снимки до­роги нам сегодня. И еще доро­же, важнее для понимания истории Дона они будут для бу­дущих поколений. Здесь  необходимо отметить, что сам автор фотографий лишь с го­дами, под влиянием окружения в Петербурге и на Дону, стал осознавать важность создан­ной им фотолетописи.

      Итак, два имени из энцикло­педического словаря Брокгауза и Ефрона. Издание 1898 года.

Петр Николаевич Полевой получил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где был в даль­нейшем приват- доцентом.   В 1880-х годах издавал «Живописное обозрение». Большим успехом пользовались его «Ис­тория русской литературы в очерках и биографиях» и «Учебная русская хрестома­тия». Многим была знакома книга П. Н. Полевого «Очерки русской истории в памятниках быта». Знал ее и И. В. Болды­рев, живо заинтересовавший­ся коллекционированием пред­метов быта донских казаков.

   Леонид Николаевич Майков, младший брат Аполлона и Ва­лериана   Майковых,  также занимался исследованием исто­рии русской литературы. В 1882 году был назначен помощ­ником директора Публичной библиотеки, позднее   избран академиком, вице-президентом Академии наук. И. В. Болды­рев познакомился с Л. Н. Май­ковым, когда он возглавлял эт­нографическое отделение Рус­скою географического обще­ства и редактировал   сразу несколько изданий, в том чис­ле — пять томов «Записок по отделу этнографии». Несомнен­но влияние ученого на разви­тие, образование Ивана Болды­рева. Всегда жадно тянувшийся к учению, он удивлял зна­комых разносторонностью сво­их увлечений и познаний.

    44Примечательно и имя М. Ф. Каменского, брата выдающего­ся скульптора, академика Фе­дора Федоровича Каменского, посещая которого во Флорен­ции, И. Болдырев приобрел большую по тем временам ред­кость — походную фотокамеру. Она умещалась... в   двух сундуках общим весом десять пудов. Что же входило в комп­лект? Сам фотоаппарат на треноге, большой запас кас­сет, принадлежности и реак­тивы, а еще — темная поход­ная комната - палатка, предназначенная для  приготовле­ния стеклянных светочувстви­тельных пластинок непосред­ственно перед съемкой. Пере­делав объектив, Иван Василье­вич поспешил в родные края. Весь световой день путешество­вал он по станицам Цимлян­ской,  Кумшатской, Есауловской. Его интересовало все: лицо, одежда, жилье, станичные сходы, девичьи хороводы. Хотелось как можно полнее представить в   фотографиях весь уклад жизни родного До­на. Осуществлять замыслы помогали не только природная одаренность и знания, получинные в Петербурге. Помо­гал  объектив,  позволяющий изображать большие   группы людей, жанровые сцены резко и отчетливо во всей глубине пространства. Как фотографу, ему   постоянно открывалась важность его  дела — сохранить для истории «образы  и виды Донской области».   В этом убедило его внимание со стороны В. В. Стасова, Л. Н. Майкова, П. Н. Полевого. Помог понять непреходящую ценность документального снимка и альбом   петербургских видов   работы   А. Лоренса, очень скоро ставший большой редкостью. Не давала  покоя и страсть к изобретательству — хотелось усовершенствовать затвор фотоаппарата, придумать прозрачный эластичный заменитель тяжелым и легко бьющимся стеклянным плас­тинкам.

Сколько ценных кадров безвозвратно погибло из-за этих хрупких стеклянных пластин! Он знал это по своему горькому опыту.Снимая на Верхнем Дону, решил собирать в хуто­рах и станицах предметы ис­конного казачьего быта, чтобы составить коллекцию для показа в Петербурге. Эта мысль родилась тоже под влия­нием Стасова. И верно: сколь­ко непритязательных на вид (но поистине уникальных) про­изведений народных мастеров видел он в дни путешествий. Многие, пожалуй, и не встретить вновь. Нет, решено, надо составлять коллекцию. И он принялся за дело с рвением энтузиаста. Глиняную посуду упаковывал в ящики от фото­камеры. В них же тщательно укладывал отснятые негативы. А на обратном пути — беда Возница не удержал повозку на ухабистой крутой дороге. В ящиках оказались черепки и осколки стекла.

Нет, фотографии поистине необходима прозрачная пленка для негативов…

Н а   снимках:   хоровод на Верхнем Дону; тип донско­го казака; А. П. ЛЕНСКИЙ (в центре) среди актеров в Новочеркасске, 1871—1872 гг.  (из сохранившихся   театральных снимков И. В. Болдырева).
.