rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

      И. В. Болдыревым — изобре­тателем и фотографом — заинте­ресовался Дмитрии Иванович Менделеев.

      В автобиографических  за­писках Болдырева есть строки:

    «Привезенные мною  типы казаков обратили внимание известного химика Д. И. Менделеева, пожелавшего познакомиться со мной».

    А в книге «Летопись жизни и деятельности Д. И Менде­леева» значится,   что 5 марта 1878 года ученый подписал заявление в совет Русского технического общества об организации нового, пятого отдела — отдела фотографии и ее применения. Вместе с ним свои подписи поставили профессор Петербургского уни­верситета Н П. Вагнер, художник И. И. Шишкин, фотогра­фы С. и Л. Вевицкие,  И. В Болдырев и другие — всего 31 подпись

   45Это было значительное со­бытие культурной,  научной, общественной жизни. И учас­тие в нем Ивана Васильевича Болдырева примечательно. Фо­тография — первая из муз, рожденных техническим про­грессом — получила представительство в Русском техничес­ком обществе, членами которого были многие крупнейшие ученые и инженеры Именно под эгидой пятого, фотографического отдела РТО было про­ведено успешное испытание уникального объектива конст­рукции И. В. Болдырева.

И все же жизнь Болдырева омрачалась неверием и недоброжелательством   официаль­ных лиц. Даже после того, как его объектив выдержал эк­замен, они не торопились при­знавать изобретение русского умельца. Разгорелись споры о том, не повторяет ли Болдырев путь, уже пройденный извест­ным фотографом из Нижнего Новгорода А.О. Карелиным — в его жанровых снимках, сделанных раньше, тоже ощущается глубина пространства. Но суть снимков Карелина не в применении нового объектива, а в умелой организации мизан­сцен. Карелин создает свои жанровые композиции в па­вильоне, ему позируют натур­щики и члены семьи. К чести старого мастера, он публично признает на одной из выставок, что изобретение, метод  Бол­дырева оригинальны и никак не повторяют его, Карелина, методы.

      Не поддаваясь унынию, Бол­дырев нашел силы вплотную приступить к новой крупной работе — изготовлению «смоловидной» пленки для замены стеклянных негативов. Около года трудился изобретатель в своей домашней лаборатории, вновь шел через сотни опы­тов и ошибок. И вновь знако­мые строки:

   «Труд мой не пропал даром. Я приготовил такую  пленку, которая не боится ни сырости, ни высокой   температуры, и, положенная в воду на сутки, она нисколько не изменяется, — остается такою же прозрач­ною и эластичною».

   Экспертизой   пленки зани­мались ученые, лично Дмит­рий Иванович Менделеев. От­зывы были положительными.

    «Теперь оставалось бы толь­ко пользоваться изобретением смоловидной пленки для прак­тического  применения ее в широких   размерах и сохра­нить честь изобретения за Россией…» Но опять — глу­хая стена официального мол­чания. Точнее — неприятия.

    Болдырев экспонировал объ­ектив, образцы пленок и сде­ланные с их помощью фото­графии на Всероссийской вы­ставке в Москве в 1882 году. Фотографии намеренно не бы­ли отретушированы, чтобы зри­тели и эксперты могли досто­верно убедиться в высоком ка­честве пленочных  негативов, с которых были отпечатаны.

     46Результаты оказались обес­кураживающими.

   За фотографии — бронзовая медаль. О   пленке — лишь добрые отзывы некоторых кол­лег. Объектив не замечен. За­то журнал «Фотограф» всерь­ез обсуждает, можно ли Бол­дырева   именовать фотогра­фом-любителем, или точнее бу­дет...   «фотографом-путешест­венником».

   Изобретению «смоловидной» пленки И. В. Болдырев почти целиком посвятил вторую из названных уже автобиографи­ческих книжек. В ней он пока­зал себя глубоко эрудирован­ным человеком, хорошо знаю­щим историю светописи, ее химические основы. Это по­зволяет предполагать, что опы­ты по созданию пленки велись им вполне целенаправленно и планомерно.

    Увлекала Болдырева-изобре­тателя «возможность пере­дать фотографически не только дневную, но и ночную дея­тельность человека». Иными словами — съемка в условиях недостаточной освещенности. Несколько наивны, но по сво­ему глубоки и серьезны его намерения «снять спящего ре­бенка, красиво  разбросавшегося в кроватке, или сцену в театре во время игры, иллюми­нацию, пожар,  ночлег войск (в военное время), пещеры, внутренний вид шахт при разработке каменного угля...»

     Многое удалось сделать Ивану Васильевичу Болдыре­ву. Многое так и осталось в планах. К сожалению, его имя оказалось обойденным даже в фотографических справочниках тех лет. Так,  «Исторический перечень открытий в фотографии», составленный в начале нашего века А. Лавровым, содержит сведения о многих (даже не очень крупных ) открытиях за рубежом, но в нем ни слова не сказано о замечатель­ных идеях отечественного изо­бретателя.

      Примечательны строки И. В. Болдырева:

«Заканчивая свою брошюру, написанную не с целью, что­бы огласить передряги, пере­житые мною, нет, я уже вы­бился на дорогу, а с целью познакомить публику с тем, как бывает трудно  осущест­вить какое-либо   изобретение и усовершенствование,   даже очень полезное, когда не име­ешь средств. На обширной ма­тушке-Руси  немало пропало бесследно весьма   полезных изобретений вследствие того, что люди, обладающие  сред­ствами.   верят в авторитет­ность, а не в труд бедняка, ко­торый много хорошего приду­мывает, и тем дают заглохнуть полезному изобретению самоу­чек-практиков...»

    Немало обид   и  невзгод пришлось  претерпеть этому талантливому человеку. И все же на жизненном пути Ивана Васильевича Болдырева встре­чались люди   внимательные, чуткие, щедрые душой. С благо­дарностью рассказывает он о таких людях в своих записках.

Объясняя  достоинства соз­данной им «смоловидной плен­ки», изобретатель признается, что и сам «не сразу убедился в полной пригодности приготов­ленной... пленки для замены ею стекла в фотографии...» Убе­дили   Болдырева продолжительные испытания, а «кроме того, — пишет он, — меня еще тверже убедили в этом вполне одобрительные отзывы таких компетентных лиц, как члены Ученой комиссии педагогиче­ского музея Военно-учебных заведений,   профессор химии Д. И. Менделеев и другие, пред которыми пленка была демонстрирована мною...»

47Большая роль в жизни и творчестве И. В. Болдырева принадлежит Владимиру Ва­сильевичуСтасову.

     На тернистом пути изобрета­теля - самоучки к Болдыреву нередко приходил успех. И он старался делить его с теми, кто помогал, кто был рядом.

      Вот строки из автобиографи­ческих записок:

«В осуществлении успеха я много обязан Н. В. Верещаги­ну. По окончании Всероссийс­кой выставки в Москве  мне пришлось   случайно познако­миться с ним.   Он принял во мне живое  участие, отреко­мендовал меня г.г. Львову, Ор­лову и Лепешкину.

Н. В. Верещагин, Н. Д. Львов, а в особенности С. В. Лепешкин помогли мне в деньгах и тем дали возможность привес­ти в исполнение мои изобрете­ния».

      Непросто сегодня отыскать сведения обо всех  упомяну­тых Болдыревым людях. Обра­тимся лишь к имени Н. В. Ве­рещагина.

Николай Васильевич — стар­ший брат выдающегося рус­ского живописца В. В. Вереща­гина — агроном, организатор первых в России артельных сыроварен. Он был знаком с Д. И. Менделеевым, многими деятелями культуры. Из пере­писки В. В. Верещагина ясно, что Николай Васильевич по мере сил помогал брату в трудные для художника дни. Но вот, оказывается, принимал живое участие и в судьбе постороннего — талантливого фотографа и изобретателя из донских казаков Ивана Болды­рева.

     Есть в книгах  Болдырева добрые  строки в адрес кол­лег — изобретателей и фотогра­фов. Он  упоминает имя из­вестного конструктора в обла­сти фотографии Л. В. Варнерке (В. Малаховского), замеча­тельного мастера светописи из Нижнего Новгорода А. О. Ка­релина и его ученика  С Г. Соловьева.

      Определенное участие в творческой судьбе И. В. Бол­дырева принимал выдающий­ся фотограф Сергей Львович Левицкий (двоюродный брат А. И. Герцена).

      Интересны связи Ивана Ва­сильевича Болдырева с Доном, с подвижниками донской куль­туры.

Живя в Петербурге, он вновь и вновь приезжал в родные края и в каждый приезд по­полнял свою обширную кол­лекцию снимков донского каза­чества. По воспоминаниям ста­рейших фотографов И. Н. Па­нова и Д. Ю. Подвала, Иван Васильевич Болдырев был зна­ком со многими радетелями об­разования, просвещения на Дону. С уважением называл имя Михаила Христофоровича Сенюткина — человека вы­сокой культуры, редактора первой казачьей газеты «Дон­ские войсковые ведомости».

    Болдырев был среди тех, кто жертвовал свои деньги на нужды первых учебных заве­дений и «Общества распрост­ранения полезных книг в об­ласти Войска Донского».

       Иван Васильевич  Болдырев умер в 1898 году, сорока вось­ми лет от роду.

       ..Прошли годы. В ленинград­ской Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щед­рина, в донских музеях, хра­нятся, экспонируются фото­графии И. В. Болдырева. Воспроизводятся в книгах и журналах. Изучаются историка­ми, краеведами. К сожалению, изучаются недостаточно, ма­ло, хотя заслуживают особо­го, пристального внимания. И публикуются нередко анонимно, без указания автора.

Многиефотографии Болды­рева утеряны, не найдены, как не найдена схема его знаменитого объектива.

Но живет в истории свето­писи имя талантливого изо­бретателя. И впереди, быть может, нас еще ждут находки, связанные с богатым творческим наследием Ивана Василье­вича Болдырева.

Н а снимках:   Казачий баркас. В поле. Казаки,  возвращающиеся с ярмарки.
Репродукция из альбома И. В. Болдырева.
.