rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

НЕ БОГИ ЧЕЛОВЕКА ЛЕПЯТ

     «Великий шелковый путь» - так называлась тема, заданная министерством культуры Калмыкии на бьеннале весной нынеш­него года в Элисте. На выставку съехались скульпторы со всех концов страны, а также из Грузии, Казахстана, Армении. («Ве­черний Ростов» публиковал уже заметку об этом собрании и о том, какую пользу могут приносить подобные творческие лабо­ратории не только самим скульпторам, но и городам, в которых они проводятся.)

ЭЛИСТЕ - СКУЛЬПТУРУ...

Ростов на этом бьеннале пред­ставлял скульптор В. Босаковский. Он рассказывает:

- После того как моя скульп­тура была выполнена в камне и перевезена в качестве постоян­ного экспоната на центральную улицу столицы Калмыкии, у меня поинтересовалась журналист мес­тного радио: «А какие ваши ра­боты выставлены в родном го­роде - в Ростове?»

    Валерию тогда нечего было ей ответить (как, впрочем, и сейчас). Вспомнил разве что об эмблеме, что размещена на здании Ростов­ского госуниверситета. Несерьез­но ему показалось упоминать о заказах, выполненных для укра­шения фонтанов и фронтонов особняков «новых ростовских» - фигурах атлантов, бронзовых птиц...

    Словом, элистинцам повезло больше нас с вами. Они могут судить о творчестве наиболее перспективных скульпторов стра­ны, в том числе и ростовчанина Босаковского, не понаслышке...

...А РОСТОВУ - ВЫСТАВКУ

      16Валерия называют самым мо­лодым ростовским скульптором. Хотя  он - возраста, что назы­вается, не мальчика, но мужа. Ему 40. Юбилей!..

Этой дате он и посвятил свою персональную выставку. Вторую в жизни. Первая проходила в Мос­кве три года назад, в Централь­ном Доме художника, что на Крымском валу. По престижнос­ти ту, московскую, следует, на­верное, считать более значимой. Именно там работы Босаковского были отмечены маститыми искус­ствоведами страны. Тогда же одна из его работ - «Мать и дитя» - была продана с аукцио­на в Германию. Словом, есть что не без гордости поведать со­беседнику. В нашем случае - журналисту.

     Однако, признаюсь, мне не сразу удалось «выпытать» эти сведения у Валерия. А если уж быть совсем точной, я знала о них уже до встречи с ним. Так же, впрочем, как и то, что Босаковского относят к наиболее ин­тересно работающим скульпто­рам Ростова. Об этом мне рас­сказали его товарищи по цеху...

     Сам же мастер поведал о дру­гом. О своей семье. Той, в кото­рой числит, кроме жены, двух до­чек, еще и... всех ростовских скульпторов (Г. Сатарова, С. Ва­сильева, Е. Бражникову, А. Харь­кова и других). У многих из них он учился не только мастерству - отношению к профессии.

    Так случилось, что он действи­тельно по возрасту моложе всех в секции монументалистов, что действует при Ростовской орга­низации Союза художников Рос­сии. Следует еще заметить и то, что профессионально скульптурой он начал заниматься, будучи да­леко не юношей - в 29 лет. До того перебрал в жизни несколь­ко специальностей. Был и шофе­ром, и строителем. Однако ис­тинное призвание перетянуло все остальные интересы.

   Еще мальчишкой (детство Босаковского прошло на Кубани, в деревне) он очень любил лепить из глины человеческие фигурки.

     И сегодня человек – главный герой почти всех его скульптур. Однако теперь для него важно не только передать анатомически точно черты лица и тела натуры. Для него важно разглядеть, за­фиксировать тайную суть пор­третируемого, попытаться пере­дать в материале его настроение, его мысли, минутный порыв чувств. А для этого нужно уже в самом себе «подкараулить» осо­бый момент вдохновения.

    - Без него не могу присту­пать к работе. Не получается. Впрочем, с опытом мне не доставляет особого труда вызвать в себе этот настрой. Пальцы только почувствуют материал, будто сами начинают работать... - признался Босаковский и не­ожиданно поинтересовался у кор­респондента «Вечернего Ростова»:

    - А вы пробовали когда-ни­будь лепить из глины? Поначалу это все равно что впервые в жиз­ни взять в руки новорожденного, когда еще не знаешь, как его держать, боишься уронить... Лишь со временем уходит первоначаль­ный страх. То же и в скульптуре: чтобы прийти к интуитивному, во многом подсознательному ощуще­нию материала, нужны годы и годы труда, каждодневных заня­тий, размышлений, наконец...

   Что ж, Босаковский дошел уже до такого своего рубежа, когда он, при всей сдержанности в критичной самооценке, позволил себе выйти к ростовчанам с персональной выставкой. Хотя, по со­бственному его признанию, во­лнуется сейчас больше, чем даже на первой - московской.

     Ведь оценивать его работы бу­дут те, с кем он сталкивается едва ли не ежедневно: коллеги, друзья, родные. Он считает, что они, любя его, уважая в нем серьезного, думающего мастера, вправе требовать по максимуму...

На снимке: работы скульп­тора В. Босаковского.
Сентябрь 1997г.

СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА: ОПЫТ И МОЛОДОСТЬ

   Сегодня в выставочном салоне, что на Береговой, 10, откры­лась выставка работ двух представителей ростовской художествен­ной школы - Анатолия Коробского и Валерия Басаковского.

Первого считают одним из самых опытных донских графиков, вто­рой же - один самых молодых, но и наиболее интересно работаю­щих ростовских скульпторов. Оба отмечают в эти дни свои юбилеи. Коробскому - 60. Басаковскому - 40.

8 августа 1997г. ВР.
.