СИНЬОРИТА ЖЕНЕВЬЕВА
Всё началось с маленького объявления на дверях «Галереи кукол», которое приглашало желающих освоить старинное ремесло кукольника. Не знала, что, создавая свою куклу, буду творить целый мир, отнюдь не противореча Создателю. «Не наигралась», — скажете вы и будете абсолютно правы. А теперь и вас приглашаю к творчеству.
Мы лепим нашу куклу из пластика. Фарфоровая кукла — это очень красиво, но именно пластик даёт полную иллюзию человеческой кожи, малейших складок и ямочек. В принципе, художнику неважно, из чего лепить. Нашей знаменитой донской кукольнице Татьяне Бунь часто задают вопрос, как же рождаются облики её кукол? Татьяна отвечает, что «…если это не портретная кукла с конкретного человека, то тогда лишь образ её смутно носится в воображении. Потом он обрастает подробностями и деталями, а уж затем воплощается в пластике или фарфоре. Но тут начинается самое интересное…».
Кукла получает лицо и уже сама начинает диктовать условия, показывать характер. Она вовсе может оказаться мальчиком. «Тут как при беременности, — шутит мастерица Татьяна Бунь, — никогда точно не знаешь, кто родится — мальчик или девочка». Удивительна их способность легко «принимать» любую информацию. Это было одной из причин отсутствия лиц у традиционных кукол. Недаром у русских тряпичных кукол при всём богатстве и убранстве, разнообразии вышивки на костюме лицо едва обозначено. Она должна давать только отвлечённый образ. Ведь с помощью куклы ребёнок начинает осознавать свою человеческую роль. Известно, что девочки, никогда не играющие в куклы, склонны к излишней мужественности. А мальчики, играющие, кроме машинок, ещё и в куклы, более контактны и склонны к эмпатии. В психологии есть целый раздел — «куклотерапия». «Прелесть куклы в том, что она не похожа на правду».
Где же я видела этот выпуклый лоб, загадочный взгляд, мечтательную улыбку? Ну да, она же пришла из XV века! Ей срочно нужны волосы. Вспоминаются голубые волосы Мальвины, золотые локоны бедняжки Козетты. Не то, всё не то. Нужна длинная волна русых волос к её сиреневым глазам. По поводу причёски роемся в справочниках по искусству Ренессанса. Решено, она будет в духе Симонетты Веспуччи, как её изображал Боттичелли. Торжественно одеваю ей на лоб чароитовую подвеску. Смотрит, как живая…
Уже готовы маленькие ноги и руки. Никогда не думала, что лепить руки — это так сложно. Теперь изготовим чертёж тела, соблюдая пропорции. По нему будем гнуть из проволоки каркас, скелетик куклы.
Мы окутываем наш каркас мягкой тканью слой за слоем, слева направо к солнцу, ведь кукла предназначается для добра, жизни и радости. По старинному обычаю кукольников, я вшиваю ей красное шёлковое сердечко. И уже от себя лично набиваю его сухими лепестками роз.
Я положила туда также горошинку чёрного перца для перчинки в характере и несколько сухих ягод можжевельника для защиты от зла. Я полностью включаюсь в игру. Теперь ей нужно придумать имя.
А мою куклу зовут Женевьева. Итальянка XV века, живущая в долине Арно, на родине Леонардо звалась бы скорее Джиневрой. Но она сама так захотела, мне осталось только подчиниться. Я бегаю в поисках тканей, перебираю кучу бархата, выбираю оттенок, покупаю дорогие книги по истории костюма, она лишь загадочно улыбается. Она знает, что всё будет так, как она захочет.
Синьорита Женевьева дель Аретино получила костюм и даже сонет в свою честь. Вернувшись с выставки, она улыбается мне из угла комнаты. Мы с ней понимаем друг друга. «Не наигралась», — скажете вы и будете абсолютно правы!
9 ноября 2003г., РО.
|