rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ СУРЕНА ВАСИЛЬЕВА

17Ассириец с русской фамилией и отчеством, замечательный переводчик и скульптор от бога. Жизнь ростовчанина Сурена Васильева была полна политических интриг и высокого творчества….

Аварийный дом на улице Шаумяна, полуподвальное помещение с высокими потолками, на полках вперемешку макеты, эскизы, готовые скульптуры, чеканки; горы мусора на полу, кажется, достигают потолка. Хозяин мастерской смущённо улыбается и просит прощения за творческий беспорядок. Напротив меня известный ростовский скульптор Сурен Васильев. Лучше, чем занимаемые в разное время посты, о нём говорят его работы. Это «Скорбящая мать» у Вечного огня, статуя русско-болгарской дружбе в парке Плевена, мемориал павшим сотрудникам МВД возле бассейна «Волна», мемориальные доски Есенину, Рахманинову и многие-многие другие. Всю жизнь скульптора можно проследить по газетным статьям – в советских и зарубежных изданиях, позже в российских…

Отец Сурена Васильева – Пётр Васильев – в 1915 году был мобилизован в царскую армию из Армении. Воевал на турецком фронте, затем попал в плен и был угнан в Аравийскую пустыню. Пётр Васильев – один из основателей коммунистических партий Ирана и Ирака – стал профессиональным революционером. Восемь лет он просидел в шахской тюрьме, а позже три раза приговаривался к смерти. По стопам отца пошёл и старший брат Сурена. Сохранились газеты на персидском языке, где и одному, и второму вынесен смертный приговор.

Будущий скульптор родился в Ираке, а детство и юность провёл в Иране. С десяти лет Сурен, при рождении названный Санхарибом, оказался вовлеченным в подпольную деятельность. В капсуле, спрятанной в руле велосипеда, он развозил секретные записки членам организации, борющейся против шахского режима. В 1953 году 18-летнего Сурена схватили полицейские на центральном рынке Тегерана. Три года он просидел в тюрьме. Именно там молодой человек приобщился к искусству – стал писать стихи и лепить из хлебного мякиша фигурки зверей.

Талант Сурена проявил себя на учёбе в колледже изящных искусств. Молодой человек закончил его с отличием и, как и все лучшие ученики, получил из рук шаха свидетельство и книгу в подарок. Перед молодым человеком открылись блестящие перспективы: продолжить образование его отправляли в один из красивейших городов Италии, где ему были обеспечены не только обучение, но и высокая (750 долларов) стипендия.

18Сурену пришлось отказаться: старший брат, уже давно приговорённый к смерти, попал в тюрьму, и семья собиралась бежать в Союз, чтобы просить там политической защиты. На лодке рыбаков они выплыли в море и ещё двое суток прятались в трюме торгового судна «Пионер».

Через несколько дней в газетах «Правда» и «Известия» появилась нота советского правительства министерству иностранных дел Ирана. Одно название этого документа – «Грубая полицейская провокация» – само по себе отражает смысл. В статье говорилось о незаконном аресте брата и пытках в иранских застенках, о провокационном акте по отношению к советскому гражданину. Семья Васильевых оказалась в эпицентре международного скандала. Брата из тюрьмы выпустили, и даже не мешали его отъезду в Союз для воссоединения с семьёй.

Привыкание к родине отца проходило тяжело. Русского языка не знал никто. Троих братьев Васильевых отправили работать в Ростов на завод «Ростсельмаш». Там, между сменами, по поручению партячейки рабочие обучали братьев русскому языку. Тетради Сурена с этими записями хранятся до сих пор. Братьев любили, но не упускали возможности похохмить, из-за чего те попадали в разные смешные ситуации. Приходит, к примеру, в общежитие начальник профкома и заводит разговор: «Как ваши дела?». – «Хреново», – отвечает с радостной улыбкой Сурен. «Как учеба?» – продолжает начальник. «Тяжело в учении – легко в гробу», – бодро рапортует тот. «Ну а как идёт работа?» – «Да как три пальца… об асфальт».

Но трудиться всю жизнь на заводе Сурен не хотел, его влекло творчество. Он поступил в Ереванский художественный институт, по распределению вернулся в Ростов. Сначала приходилось тяжело, ведь многие до сих пор называли его перебежчиком и относились настороженно. Недоумение вызывал и тот факт, что некоторые социально значимые работы скульптор делал бесплатно или перечислял гонорары в фонд обороны. Не видя широты натуры, недоброжелатели считали, что это реверанс в сторону правящей партии.

Кроме заказов, мастер творил для себя: на полках бюсты мыслителей и знаменитых людей, терракота Джуны, троюродной сестры Васильева, скульптуры из серии «Материнство» и фрагменты ассирийской войны. Любимые работы связаны с персидскими мотивами – Есенин, воспевший их в своих стихах и Стенька Разин, похитивший персидскую княжну. По персидскому языку Сурен Васильев скучает. Пожалуй, он является единственным человеком в Ростове, в совершенстве владеющим им. И не только персидским. На самом деле Сурен Петрович полиглот, он знает семь языков и свободно переводит с них.

Вот такой интересный человек скульптор Сурен Васильев…А подпольные газеты из Ирана ещё долго приходили Васильеву в толстых конвертах на ростовский адрес...

26 августа, 2002г.,РО.
.