ГИТАРЫ И ЛИЦА,
которые он вызывает, как духов
Две страсти владеют ростовским мастером Сергеем Деменченко: гитара и живопись. Впрочем, нынче вернее было бы сказать живопись и гитара, поскольку шесть лет назад в занятиях изобразительным искусством он решил сделать перерыв и всю свою творческую энергию направил на изготовление электрогитар для себя и друзей–музыкантов.
- В творческой работе, - говорит Сергей, - нужна уверенность, что задуманное тобой уже существует. Надо только сконцентрироваться и «вызвать» этот образ.
У вызванных Сергеем Деменченко из инобытия гитар есть собственные имена (ведь имя здесь – предтеча зрительного образа): Беспечный ездок и Хексе (Ведьма по-немецки), Дервиш, Экслибрис, До-дзе (Место пути) и т.д.
А иные названия деревьев, из которых он делает корпуса и грифы инструментов, звучат, как заклинания из восточной сказки. Ну, например, «Махагэни!..».
- Махагэни – это красное дерево, из которого строят корабли и лодки, - поясняет Сергей. – Когда-то его привозили в СССР из Вьетнама. Но махагэни – не самый экзотический материал из тех, с которыми мне доводилось работать. Иранский орех интереснее и своеобразнее. Переливается под лаком. Он не менее эффектен, чем перламутр.
У гитар Сергея Деменченко оригинальные силуэты, иные корпуса и грифы инкрустированы перламутром. Однако при этом все гитары соответствуют определенным стандартам:
- Главное, чтобы играть гитаристу было удобно. Инструмент должен быть эргономичен: не для кошки ведь стараемся, для человека, - услышала я от Сергея.
- А если бы и в самом деле взялись изготовить гитару для кошки?
- Кошке скорее бы подошли гусли, чтоб на задних лапах сидела, а передними перебирала струны.
Когда Деменченко увлекся изготовлением электрогитар, у него была честолюбивая мечта довести это ремесло до уровня декоративно-прикладного искусства. Он осуществил эту мечту и теперь подумывает о том, чтобы вернуться к живописи.
- Человеку интересно то, чего он еще не умеет, - считает Сергей, и сам совершенствуется не только в изготовлении музыкальных инструментов, но и в исполнительском мастерстве. Когда ему было 30, брал уроки игры на классической гитаре у известного маэстро, решив, что навыков, обретенных в юности, недостаточно. И ныне, 10 лет спустя, снова готов записаться в ученики. На сей раз – к мастеру джазовой импровизации. И в живописи возвращаться к тому, на чем остановился шесть лет назад, Сергей Деменченко не намерен.
Прежде у него были масштабные полотна, каждое из которых являло собой целое философское эссе, почти на каждом запечатлен эпизод какой-либо игры. Тут сюжет разворачивается вокруг шахматной королевы, там всадники мчатся по коридору, образованному костями для игры в домино, вот старики и младенцы играют в чехарду, вот средневековый жонглер, чье искусство Матерь Божья оценила выше трудов почтенных богословов, коррида, где человеческий взгляд у одного-единственного персонажа – быка… Каждая игра – как притча о жизни и смерти. И почти всюду столкновение реальности с игрой воображения.
Эта тема, которой нет конца. Но сегодня Сергея привлекает эксперимент с художественными формами на грани абстракции и едва уловимой предметности. Я видела один из эскизов нового периода. Изображенное на нем вызывает ассоциацию с волнами огненной реки. Но, возможно, кто-то увидел бы в этих линиях нечто иное…
- Многим кажется, что художники-реалисты творят в согласии с природой, а абстракционисты идут против нее, - сказал Сергей. – Но, посмотрите, разве в этом нет красоты?
И он показал мне натуральный камень с разводами, похожими на фантазии абстракционистов.
Камень был великолепен.
6 июня 2003г., НВ.
|