«ПАСТБИЩЕ СЕРАФИМА»
ОДНАЖДЫ НА ВЫСТАВКЕ посетитель долго рассматривал композицию Серафима Земелева под названием «Пастбище Серафима». Работы Земелева вообще такого свойства, что, если остановишь на них взгляд, рассматривать будешь долго, открывая новые и новые образы, обнаруживая незамеченные прежде детали. Но посетитель то, чего ожидал, на картине не увидел и сказал сердито:
- Разве можно обозначать абстрактные вещи реальными названиями? Где тут пастбище?
- А это - «Пастбище Серафима», - ответил стоявший рядом автор, Серафим Земелев.
Объяснение посетителя удовлетворило, и он продолжил осмотр выставки.
«Пастбище Серафима», или, еще лучше, - «Стадо Серафима», - так можно было бы назвать всю коллекцию Земелева. Ведь пишет он не по холсту, а по коже. Или, если хотите, по шкуре - по целой шкуре или отдельным ее кускам. Слово «пишет» - не совсем точно. Здесь соединение самых разных техник: и роспись, и выдавливание, и тиснение, и то, чему еще нет терминов, - авторские эксперименты с материалом.
Брижжит Бардо и «зеленые» такое искусство, конечно бы, не одобрили. Но у коллег и тех, кто не видит ничего предосудительного в использовании вместо холста натуральной кожи, оно вызывает интерес.
Профессор Московского текстильного института Геннадий Басов тоже когда-то экспериментировал с кожей. Он создавал композиции из мельчайших выбоинок - отходов кожевенного производства. Получалось авангардно, как на картинах пуантилистов, которые писали точечными мазками.
Теперь Басов разглядывал работы своего ученика на выставке в одной из московских художественных галерей и вздыхал:
- Ну почему ты на столько времени куда-то исчез?
«Исчез» Серафим Земелев «по распределению». Направили молодого стилиста в наши края, в Дом моделей обуви (было то еще в советские времена). Думал, едет на три года, а похоже, что вышло - на всю жизнь. Дом моделей обуви не путайте с местным обувным производством, где продукция выпускалась ноская, добротная, но далекая от изящества и уж, конечно, не претендующая на эксклюзивность. Там шел поток. А в Доме мод поощрялась нестандартность. Собственно, свои первые опыты росписи по коже Земелев именно там и продемонстрировал: расписал вручную голенища женских демисезонных сапог. И произвел фурор.
Обувь стала для него холстом. Грянула перестройка, и он расписал в авангардном стиле еще несколько малых серий обуви. Но потом отечественная легкая промышленность рухнула, и Дома моделей обуви, которые разрабатывали образцы и для массового производства, стали не нужны.
Серафим Земелев не остался без дела и в те годы. Был исполнительным директором фирмы, которая производила тапочки. Должность солидная, да не по душе. Душа тянулась к иному. Земелев распрощался со своим директорством и стал преподавать. А на досуге писал маслом и темперой свои сны и фантазии. Сначала на холстах, потом - на коже.
- Кожа - удивительный материал, - говорит Серафим Николаевич. - Мягкий, живой, пластичный.
Кожа отличного качества попадается ему не всегда. Бывает и с дырками, и с неоднородным прокрасом. Но это только подстегивает фантазию художника. Его воображение начинает рисовать такие сюжеты, что и недостатки материала оборачиваются достоинствами.
Вообще Серафим Земелев убежден, что в работе с кожей ничего особенно выдумывать и не надо. Если долго смотреть на кожу, картины возникнут сами собой. Художнику остается лишь добавить чуть-чуть линий и красок. На стенах его мастерской - всегда несколько шкур для такого неторопливого погляда: висят, ждут, когда озарит художника и он увидит в их пятнах, изгибах и выпуклостях обитель эльфов, сад или натюрморт.
Свои секреты Серафим Земелев от учеников, студентов Южно-Российского гуманитарного института, не таит. К чему? Возможности этого материала, считает он, неисчерпаемы, человеческой фантазии - тоже. Во всяком случае, границы «Пастбища Серафима» расширяются постоянно. Или, может, оно и не знает границ?
3 октября 2003г., НВ.
|