rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«ПАСТБИЩЕ СЕРАФИМА»

85ОДНАЖДЫ НА ВЫСТАВКЕ посетитель долго рассматри­вал композицию Серафима Земелева под названием «Паст­бище Серафима». Работы Земелева вообще такого свойства, что, если остановишь на них взгляд, рассматривать будешь долго, открывая новые и новые образы, обнаруживая незамеченные прежде детали. Но посетитель то, чего ожидал, на картине не увидел и сказал сердито:

Разве можно обозначать абстрактные вещи реальными названиями? Где тут пастбище?

- А это - «Пастбище Серафима», - ответил стоявший рядом автор, Серафим Земелев.

Объяснение посетителя удовлетворило, и он продолжил ос­мотр выставки.

 

«Пастбище Серафима», или, еще лучше, - «Стадо Серафи­ма», - так можно было бы назвать всю коллекцию Земелева. Ведь пишет он не по холсту, а по коже. Или, если хотите, по шкуре - по целой шкуре или отдельным ее кускам. Слово «пи­шет» - не совсем точно. Здесь соединение самых разных тех­ник: и роспись, и выдавливание, и тиснение, и то, чему еще нет терминов, - авторские эксперименты с материалом.

 

Брижжит Бардо и «зеленые» такое искусство, конечно бы, не одобрили. Но у коллег и тех, кто не видит ничего предосу­дительного в использовании вместо холста натуральной кожи, оно вызывает интерес.

   Профессор Мос­ковского текстильного института Геннадий Басов тоже когда-то экспериментировал с кожей. Он создавал композиции из мель­чайших выбоинок - от­ходов кожевенного производства. Полу­чалось авангардно, как на картинах пуантили­стов, которые писали точечными мазками.

  Теперь Басов раз­глядывал работы сво­его ученика на выстав­ке в одной из москов­ских художественных галерей и вздыхал:

    - Ну почему ты на столько времени куда-то исчез?

«Исчез» Серафим Земелев «по распре­делению». Направили молодого стилиста в наши края, в Дом мо­делей обуви (было то еще в советские вре­мена). Думал, едет на три года, а похоже, что вышло - на всю жизнь. Дом моделей обуви не путайте с местным обувным произ­водством, где продукция выпускалась ноская, добротная, но далекая от изящества и уж, конечно, не претендующая на экс­клюзивность. Там шел поток. А в Доме мод поощрялась не­стандартность. Собственно, свои первые опыты росписи по коже Земелев именно там и продемонстрировал: расписал вручную голенища женских демисезонных сапог. И произвел фурор.

Обувь стала для него холстом. Грянула перестройка, и он расписал в авангардном стиле еще несколько малых серий обуви. Но потом отечественная легкая промышленность рух­нула, и Дома моделей обуви, которые разрабатывали образцы и для массового производства, стали не нужны.

Серафим Земелев не остался без дела и в те годы. Был исполнительным директором фирмы, которая производила тапочки. Должность солидная, да не по душе. Душа тянулась к иному. Земелев распрощался со своим директорством и стал преподавать. А на досуге писал маслом и темперой свои сны и фантазии. Сначала на холстах, потом - на коже.

- Кожа - удивительный материал, - говорит Серафим Нико­лаевич. - Мягкий, живой, пластичный.

Кожа отличного качества попадается ему не всегда. Быва­ет и с дырками, и с неоднородным прокрасом. Но это только подстегивает фантазию художника. Его воображение начина­ет рисовать такие сюжеты, что и недостатки материала обора­чиваются достоинствами.

Вообще Серафим Земелев убежден, что в работе с кожей ничего особенно выдумывать и не надо. Если долго смотреть на кожу, картины возникнут сами собой. Художнику остается лишь добавить чуть-чуть линий и красок. На стенах его мас­терской - всегда несколько шкур для такого неторопливого погляда: висят, ждут, когда озарит художника и он увидит в их пятнах, изгибах и выпуклостях обитель эльфов, сад или натюр­морт.

Свои секреты Серафим Земелев от учеников, студентов Южно-Российского гуманитарного института, не таит. К чему? Возможности этого материала, считает он, неисчерпаемы, че­ловеческой фантазии - тоже. Во всяком случае, границы «Па­стбища Серафима» расширяются постоянно. Или, может, оно и не знает границ?

3 октября 2003г., НВ.
.