rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Техническое озорство донского писателя

Жил-был мальчик Антоша. Ему, как и многим детям, хотелось быстрее взрослеть, всему научиться и стать художником-путешественником. Ездить по нашей огромной стране, и все увиденное зарисовать.

Но-увы! Как часто взрослые смеются над совсем недетскими мечтами детей... А мальчик Антоша насмешек слышал больше, чем другие дети. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны он потерял родителей и воспитывался в детском доме. Но нисколько не сомневался в осуществлении всех своих мечтаний, а чтобы воспитатели и друзья не подтрунивали над ним, выучил азбуку Морзе. И все свои мечты в особой тщательно хранимой тетради записывал "морзянкой". Помните: точка-тире. Воспитательница все-таки обнаружила эти таинственные черточки и ничего, естественно, не поняв, отругала Антошу. Антоша ликовал: "Смейтесь, смехачи, но сначала догадайтесь, о чем я думаю".

- Я и сегодня, в свои 60 с хвостиком лет, знаю азбуку Морзе, как таблицу умножения, и мог бы быть заправским сигнальщиком, - сказал известный донской писатель Антон Иванович. Геращенко на встрече с юными техниками Ростовского городского Центра технического творчества.

- А моя программа-минимум в "морзянке" состояла всего-то из трех пунктов: закончить школу, институт - получить образование и стать тем самым художником-путешественником.

Антон Геращенко стал писателем-автором сборников рассказов "Трава зеленая" повестей "Одержимость", "Бомбар-1", "Яблоневый цвет", романов "Ярь", "Горицвет", "Расколдованный круг" и других.

"Чтение - вот лучшее учение, - как-то воскликнул Александр Сергеевич Пушкин, - следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". Следовать за мыслями незаурядного человека, стоящего перед вами, вообще роскошь. Роскошь человеческого общения... Писатель Антон Геращенко отказывается выступать в школах, но с юными техниками нашел тему для общения - научно-технический прогресс и его влияние на общество и людей. Родственные души: Писатель, увлеченный темами научно-технического прогресса, и дети - юные техники - немножко его творцы.

Оказывается техническое озорство всегда было свойственно писателю. В юности он бросался с Александровских круч, под Аксаем, прикрепив себе крылья, вероятно, на манер икаровских. Движущейся моторной лодке прилаживал крылья самолета. Лодка билась днищем в водную гладь, вроде бы хотела подняться, но не смогла. Озорство? Не знаю. А не все ли начинается с него? Летающих лодок сегодня сколько угодно, например, в нашем Таганроге их делают. Ничего этого молодой Антон и не знал, и не предвидел. Душа его рвалась - кто скажет мне: куда? С какой заранее избранною целью?

- Просто я начитался "Робуса-завоевателя" Жюла Верна, - замечает писатель. - Просто... начитался! Знаете, что сказал гениальный физик Альберт Эйнштейн, теорию относительности которого и сегодня не все понимают и принимают?" Все знают, что это невозможно. Приходит человек, который этого не знает, и делает это возможным". Однако техническое прогнозирование дело малополезное. У того же Жюля Верна, если и сбылось кое-что, то все равно это был больше разгул фантазии, нежели расчетливое предвидение. Литература должна мирить, сближать людей, а предвидения  делят людей на два лагеря: одни считают их возможными, другие - нет. А наука меж тем развивается своим путем.

Антон Геращенко написал повесть для детей и юношества "Бомбар-1". Повесть о том, как двое мальчишек-романтиков отправляются на корабле времени в 1918 год и попадают в разгар событий гражданской войны. Повесть о необыкновенных приключениях двух отважных юных путешественников. "Бомбар-1" - мечта, опрокинутая в прошлое, и названа она в честь французского врача, мечтателя о перемещениях тоже на машине времени. Врач Алан Бомбар с помощью самодельного махолета все-таки ухитрился перелететь из Англии во Францию через Ла-Манш. О полетах на махолетах Антон Геращенко мечтал еще тогда, когда заставлял "моторку" летать, когда бросался с круч на самодельных крыльях.

Мечтателем и романтиком он был, когда писал свой двухкнижный роман "Ярь", изданный массовым тиражом московским "Современником". В первой книге писатель повествует о том, как разворачивается у Цимлянского моря строительство завода-гиганта атомного машинострояния; о том, как люди, строя завод, строят и самих себя, делают себя Личностями.

Во второй книге повествуется о жизни молодого коллектива Атоммаша. Ее герои - рабочие, бригадиры, инженеры, для кого интересы завода не отделимы от личной ответственности за судьбы страны, планеты, человечества. Сегодня же писатель против строительства и эксплуатации Ростовской АЭС. Он считает, что она строилась без экологической экспертизы, и потому возможно тепловое загрязнение Цимлянского моря.

Присутствующие - около 60 юных техников и с десяток педагогов - задали писателю много вопросов по всем аспектам научно-технического прогресса. Писатель выделил следующие его этапы: пневматика, микросхемы, компьютеры. "Последние отделяют человека от живой природы, - считает он, - а в ней - основа". Ясно, что компьютеры не станут единственной составляющей прогресса. Машина эта вредна для человеческого организма, в особенности детского. Уже сегодня в СМИ скользит информация о снижении интереса к ним.

Вспомните, чуть раньше, где-то 5-10 лет назад, на предприятиях (да и в быту) увлеклись роботизацией. Как инженер-проектировщик, участвовавший в проектировании реконструкции "Ростсельмаша", скажу: на нем планировалось внедрение сотен роботов. Создавались даже очуствленные роботы. Где все это? Дорого, непроизводительно и просто не нужно. Или... как настойчиво лет, двадцать назад нам доказывали, что машина со временем начнет писать стихи. Пишет! Только кто их читает и нужна ли машинная поэзия вообще? А ведь ставился даже так вопрос: заменит ли машина поэта?

В процессе беседы писатель был буквально атакован десятками вопросов юных техников. Один пятиклассник спросил: "А "страшные" произведения вы писали?" Был назван и показан остросюжетный роман "Расколдованный круг", где описана трагедия и нравственное возрождение главного героя, абитуриента, пострадавшего в годы культа личности за внепрограммное изучение ленинских работ. Опустившись на дно жизни, став бродягой, то проходит через социальное отчуждение, едва не погибает, с трудом обретая выход из заколдованного круга.

Прописной истиной стало: на Руси поэт больше, чем поэт. Поэт, писатель всегда Гражданин, Боец, Созидатель. Человек с большой буквы! Он одарен, и дар этот - от Бога. Общение с одаренным человеком, взаимное обогащение знаниями жизни, насыщенная парадоксальными вопросами и размышлениями, - такой запомнилась кружковцам и педагогам городского Центра технического творчества творческая встреча с известным донским писателем. Была развернута выставка произведений писателя. Организовать ее помогли работники библиотеки имени Г.В. Плеханова. Писатель и сегодня в работе. Творческих успехов Вам, Антон Иванович!

Виктор Вельяминов.
Педагог.
 "Молот", 3 апреля 2001 г., №36 (22700).

ПОЧТИ ВЕЧНЫЙ ГОРОД

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ не всегда сладостно, и все-таки слишком велико искушение... Читая роман-хронику Антона Геращенко «Ростов-Папа» (издательства «ГинГо» и «NB», 2002 г.) (не путать с вышедшим в том же году «Ростов-папой» Ю. Иванова), я испытывал разнообразные чувства - радости, печали, недоумения, гнева, сострадания, но главным и самым постоянным было чувство ностальгии. Нет, не вернуться больше туда, в 60-70-80-е, не очутиться в знаменитой редакционной комнате-«пятихатке», где в быльем поросшие годы восседали герои романа, «литрабы» (литературные работники), и где жизнь, при всей ее внешней неказистости и размеренности, воистину била ключом. Не вернуться, а... все равно в молодость хочется!..

В кинематографе это называется «исчезающей натурой». Теперь уж никто, наверное, не скажет, как сказал когда-то один поэт другому: «Будем мы с тобой, Боля, рыбалить на Дону, в Сале раков ловить да... русскую литературу двигать. Никому она, оказывается, не нужна. Ни дельцам, ни дуралеям молодым... А без нас она, бедная, и вовсе околеет». Обоих уж нет, и оба вошли в историю отечественной словесности. Каковая если еще и не околела, то лишь усилиями единиц-подвижников, коих становится все меньше. Меняется (исчезает!) сама порода творческих людей. Они вынуждены работать на потребу, на «рынок», или... искать себе меценатов, о которых главный герой «Ростова-Папы» прозаик Иван Денисенко сказал так: «В меценатстве, по-моему, есть какой-то подвох, подлянка, не знаю, что именно, но жить так стыдно: становишься вроде содержанки...».

В общем, веселое это было время, «оттепель», «застой», «перестройка». Хотя и грустное. Но писать наш герой все же писал и даже пробивал свою прозу сквозь все цензурные бастионы, и семью худо-бедно содержал, и в загранку с делегациями вояжировал, и... Да всякое было, всему находилось ВРЕМЯ, а вот когда оно, время, застопорилось, оборвалось - в смутные 90-е, - то и писать вдруг невмоготу стало, даже как бы неловко, стыдно. Страна в пропасть валится, спасать ее надо, а ты, знай себе, штаны за столом протираешь. И все же роман, слава богу, завершен. И опубликован. А называется он так, наверно, потому, что генеральный персонаж здесь - ГОРОД, постоянно растущий, обновляющийся, хотя в корневых своих традициях неизменный, почти вечный.

24 января 2003г., НВ.
.