rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КОНЕЦ СВЕТА ЕДВА НЕ СОСТОЯЛСЯ. ПРАВДУ ОБ ЭТОМ НАПИСАЛ РОСТОВЧАНИН

51В ростовском издательстве «Омега-Принт» вышла в свет необычная книга под красивым названием - «Голос громов и музыка слов». Ее автор - председатель Ростовского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска (КВПОР) ростовчанин Дмитрий Зубов.

"Нестерпимо ослепительный зеленовато-неоновый свет, словно вырвавшись из преисподней, заполняет все пространство. Затем появляется огненно-малиновый шар. Взорвавшись, он превращается в море огня и фиолетовых клубящихся туч. И вновь растет громадный огненный шар диаметром более километра, который быстро рвется в небо, меняя свою окраску от темно-пурпурного до кроваво-красного, переходящего в оранжевый и абрикосовый цвета. Из всего этого вырос белый столб пара, дыма и всасывающейся в него пыли. Вдруг эта колонна родила белоснежную курчавую голову, походившую на гриб, а скорее - на библейского зверя, освободившегося и сильными передними ногами рвущегося в бесконечный космос. Белая вершина, созданная рукотворным вулканом, вибрировала, кипела и пенилась в дикой злобе. Освободившись от связывающей ее с землей опоры, она устремилась вверх на расстояние 15 километров. Зеленоватый свет молнией вырвался из разверзнутых небес, и земля истошно вскрикнула. Взрыв был слышен за сотни километров. Мы словно присутствовали при сотворении мира много миллиардов лет назад...»

Картину ядерного взрыва Дмитрий Александрович Зубов видел не раз. В 60-х годах он служил на ядерном полигоне. В своей книге он пишет и о ядерных испытаниях, и о других объектах, связанных с радиацией, - подводных ракетоносцах, секретных предприятиях, о том, как там служили, работали люди, о том, как они погибали, и смерть их тоже была засекречена. В книге приводятся стихи ветеранов-атомщиков.

- История создания этой книги такова. Еще на полигоне я делал небольшие заметки, хотя писать хоть что-то об «изделии», о работе над ним, о самом взрыве было категорически запрещено.

В 1995 году вышла первая моя книжка. Она понравилась бывшим «ядерным   солдатам», ветеранам подразделений особого риска. Хорошо о ней отозвались бывший командир подводной лодки К-11 (на которой имела место нештатная ситуация, описанная в книге) контр-адмирал В.В. Смарагдов, а также контр-адмирал Ю.Н. Калашников, вице-адмирал В.М. Храмцов - люди, имеющие непосредственное отношение к подразделениям особого риска.

Но собранного мною материала оказалось столько, что он потребовал выхода еще в одной книге. Первоначально я хотел назвать ее «Птица Феникс» - ведь она, по легенде, возрождается из пепла. И все-таки в название легла строка из любимого мною поэта Ивана Бунина. Он словно видел в 1914 году картину ядерного взрыва...

- У   второй   вашей   книги   небольшой тираж - всего  сто экземпляров. Она некоммерческого характера. Что же побуждает вас к писательскому труду?

- Во-первых, долгое молчание. Из-за этого моя первая книга получила название «Утомленное безмолвие». Во-вторых, еще Сократ сказал, что легче человеку удержать горячие угли на языке, нежели тайну.

Хотелось поделиться с людьми тем, что я видел на полигоне. Внукам хочу я оставить память о деде, о его товарищах, которые служили Родине и, не щадя своего здоровья, создавали ядерный щит. Посвятил я книгу своему брату Н.Г. Дризо, участнику Великой Отечественной войны, и своим учителям.

- В   книге   приводится   очень много   данных,   которые   раньше считались государственными секретами.  Приводятся даже  карты (80-х годов), на которых указано месторасположение   полигонов   и других   объектов   особого   риска. Не  ждет  ли  нас  судебный   процесс,   как   над   морским   офицером Никитиным?

- Нет, процесса не будет, поскольку все приведенные в книге данные уже рассекречены. Рассекречены, но малоизвестны. Многие факты в моей книге вообще публикуется впервые. Например, рассказ бывшего командующего 4-й Тихоокеанской флотилией вице-адмирала В.М. Храмцова о том, как наши подводные лодки охотились за американскими, - и наоборот. О том, как однажды чуть не взорвалась планета, - когда американская подлодка столкнулась с нашей К-19. Они обе всплыли. Наша субмарина оказалась без хода и представляла собой удобную мишень. Ее можно было безнаказанно расстрелять, соответствующая команда уже поступила от старшего по вахте офицера, но командир американской подлодки Буркхардт оказался здравомыслящим человеком и в последний момент отменил команду своего подчиненного.

Вообще, эта К-19 была невезучей. Первый раз на ней был сильный пожар. Потом - описанное столкновение. А еще позже произошла разгерметизация ядерного реактора и погибли люди...

- Отдававшие свое   здоровье ради укрепления «мускулов Родины»  сейчас  объединяются  -  существует комитет ветеранов подразделений особого риска. Расскажите  о  ростовской   организации, которую вы возглавляете...

- У нас около 250  активных членов. Хотя в Ростовской области живет гораздо больше людей, побывавших на опасных объектах. Это и «маяковцы» (работники производственного  объединения «Маяк» на Урале, которое добывало ядерное горючее), и «семипалатинцы»  (жены и дети военнослужащих знаменитого полигона). Около ста из них имеют группу инвалидности.

Радиация невидимо воздействует на весь организм. Преобладают сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, заболевания суставов, легких. Положенные по закону лекарства, которые выдают в аптеке, дешевы и малоэффективны. Можно, конечно, посетовать на государство, которое не проявляет должной заботы об этих людях. Но что-то мы пытаемся решить сами, объединившись в организацию.

- Какова  судьба  этих ста экземпляров книги? Кто их прочтет?

-Тираж столь   мал потому, что на больший просто не оказалось средств. Экземпляры я разошлю по крупным библиотекам России, отправлю и за рубеж. Один экземпляр - лично президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Есть надежда, что кто-нибудь заинтересуется моим трудом и даст средства на дополнительный тираж.

- А может, будет и третья книга о «ядерных солдатах»?

- Не знаю. Материала хватает еще на несколько книг, но каждая дается с очень большим трудом. Слишком много в нее вкладываешь...    Хотя    уверен,    что «ядерные солдаты» и так молчали слишком долго.

25 декабря 1998г., ВР.
.