rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА В  «ЭКСПЕРИМЕНТЕ»

120Как уже сообщал «Вечерний Ростов», в выставочном зале «Эксперимент» проходит персональная выставка фотокорреспон¬дента газеты «Военный вестник Юга России» Вячеслава Забашты, Она называется «Лица и лики».

Под таким же названием - «Лица и лики» - год назад в Ростове вышла книга, в которой наряду с военными фотоснимками В.П. Забашты был опубликован «чеченский альбом» стихов посткора газеты «Красная Звезда» по Северо-Кавказскому военному округу полковника Анатолия Боровкова.

Последним траурным салютом

 была нам очередь в лицо.

Нас откопали под Бамутом,

 полуистлевших мертвецов.

Земля горячая, живая

чернела, впитывая кровь...

Нас расстреляли где-то в мае,

сейчас - начало холодов.

Выставка   повторяет   замысел книги, в которой стихи чередовались с фотоснимками, отснятыми в Чечне в разгар боевых действий. Стихи Анатолия  Боровкова, набранные крупным шрифтом, висят рядом со снимками, являясь их логическим продолжением.

Вячеслав Забашта - мастер прежде всего портретного жанра. На его снимках - лица солдат. Улыбающиеся, напряженные, искаженные накалом боя... Кто из них сумел невредимым выйти из того пекла? Чье лицо уже превратилось в лик - лик жертвы той бессмысленной войны?

Стихи и фотоснимки посвящены и конкретным людям. Например, майору медицинской службы Александру Кукарину, чья фотография висит рядом со стихами:

Под вечер заглянул ко мне

                                             в палатку

усталый и раздерганный хирург.

Мы выпили «по маленькой»

                                                 с  устатку

и за захват селенья Чири-Юрт.

Хирург был хмур -

ему с утра досталось -

двенадцать операций

                                   сплошняком.

Сидел, молчал, курил,

не наслаждаясь

осточертевшим за день табаком...

121Забашту прекрасно знают в войсках Северо-Кавказского военного округа. Трудно назвать войсковую часть, в которой он не побывал за 35 лет службы (в газету «Красное Знамя» он пришел в 1963 году). Везде его зовут уважительным прозвищем Дед.

В чеченской кампании Деда берегли, но все равно он лез на передний край. Впечатляют репортажные снимки, сделанные под Бамутом в разгар боя. Раздетые по пояс, загоревшие артиллеристы ведут огонь из гаубицы в сторону селения, двое корректировщиков у дальномера что-то кричат в трубку полевого телефона...

Валил на землю мокрый снег

и покрывал ее, как пластырь.

Мы не могли развить успех,

как в картах начертил

                                        фломастер...

Валил на землю мокрый снег,

природа землю бинтовала.

Но нечего винить нас всех,

 как будто это был наш грех,

 что кровь сквозь марлю

                                            проступала...

122Возле одного фотоснимка задерживались все. На нем тоже было лицо. Лицо, искаженное боем. В нем можно прочесть что угодно - и ярость, и скорбь, и торжество победителя... Называется фотоснимок - «Комбат 95-го».

По общему мнению первых посетителей выставки, снимок «Комбата» должен войти в фото-летопись России - как вошел снимок безвестного политрука времен Великой Отечественной, с пистолетом в руке поднимающего солдат в атаку. Удача фотокора несомненна - ему удалось выхватить именно кусочек войны, сфокусировав в нем все.

Под стать портрету комбата и стихи:

Из нашей кожи барабаны

не сделаешь - она тонка.

Наполеоновские планы

берутся часто с потолка...

 Чем шире становится полоска времени, отделяющая нас от тех событий, тем дальше становятся и лица, и лики. Они уходят в прошлое. А ведь их надо помнить, чтобы такое не повторилось снова. Мы помним - и фотовыставка в зале «Эксперимент» - тому подтверждение.

9 февраля 1999г., ВР.
.