rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КУДА ШАГАЕТ РОСТОВСКАЯ ФОТОГРАФИЯ?

127Некоторым господам ну никак нельзя давать в руки гитару. И даже не из-за неумения играть. Наоборот, они, как правило, играют неплохо, но очень редко. И когда волей случая предоставляется такая возможность, спешат вывалить на подвернувшегося слушателя весь запас известных им песен, и поют, поют, поют, пока дружеская рука не вырывает жестоко из их объятий замученный инструмент.

Многие ростовские фотографы похожи на таких горе-музыкантов. Они могут снимать в течение нескольких лет, мечтая о том, как однажды сделают выставку, а когда вожделенный миг настаёт, раз — и выплескивают всё отснятое на ни в чём не повинного зрителя. Человек, проживший на необитаемом острове несколько лет, соскучившийся по общению и внезапно спасённый, наверное, так же стремится рассказать всем всё и обо всём. Есть, конечно, и объективная причина такой истеричности, ведь для того, чтобы выставить свои фотографии в Ростове, нужно или находить спонсора для аренды зала, или долго, до года, ждать своей очереди в салоне «Эксперимент». Так или иначе, фотограф понимает, что другого случая, возможно, придётся ждать очень долго, и стремится показать всё, на что способен. Результат, как правило — эклектичная экспозиция.

К сожалению, выставка Эрика Пивкина «Первый шаг» исключением не стала. Как и следует из её названия, это дебют человека, вот уже несколько лет занимающегося фотографией. «Первый шаг» посвящён, с одной стороны, Международному женскому дню, а с другой — опытам с цифровой фотографией. Казалось бы, не слишком и противоречит одно другому, но в итоге вышло что-то вроде классической попытки впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Например, весьма забавно смотрится на выставке, посвящённой дамам, фото главного байкера Ростова Алика Гоча. Можно, конечно, объяснить себе, что байкеры имеют к дамам самое прямое отношение, но где же тогда другие, не менее причастные к слабому полу — футболисты, рок-музыканты и, на худой конец, гинекологи? Что же касается «возможностей цифровой фотографии», до этой выставки мне казалось, что в Adobe Photoshop можно делать и что-то большее, чем увеличение снимка и замена фона. Использование стандартных фильтров сегодня вызывает удивления не больше, чем «эффект соляризации» в 80-е годы прошлого века. Относительно женских портретов, являющихся, так сказать, гвоздём программы, довольно точно отозвался некий посетитель: «Очень мило, но очень обычно».

Если начистоту, то самое интересное на большинстве экспериментовских выставок — это книга отзывов. На мой взгляд, именно она лучше всего отражает катастрофическое состояние ростовской светописи. Мы имеем зрителя неизбалованного, зрителя, не приученного смотреть и видеть, зрителя, не понимающего, что хорошо, а что плохо. «Не разбираюсь в фотографии, но очень понравилось», — вот, по сути, квинтэссенция всех отзывов. На деле же, для большинства людей образец — семейное фото, сделанное «мыльницей», со всеми вытекающими отсюда последствиями — красными глазами, сиреневым туманом и нерезким изображением. Всё, что лучше по качеству, автоматически заносится в разряд искусства. С другой же стороны, попыток воспитания публики путём создания цельных и стильных выставок не наблюдается. Возможно, потому, что удобнее быть одноглазым королём в царстве слепых.

Возможно, на создание чего-то цельного просто не хватает времени. В итоге зритель «хавает» полуфабрикат, потому что фотограф этот полуфабрикат делает, а делает он его, потому что зритель «хавает». Таким образом, круг замыкается.

Чего, собственно, ждёт фотограф от такой выставки? Если судить по количеству обычно оставляемых координат, от пейджера до широты и долготы, можно подумать, что основные надежды возлагаются на коммерческий успех. Но с таким же успехом можно пытаться стать поп-звездой, простаивая часами с гитарой в переходе. Нет, тут скорее не циничный расчёт, а искренняя вера в неповторимость того, что ты делаешь. Хочется быть замеченным и любимым. И то, что одна выставка не отличима от другой, мало кого смущает. Вспоминается древний анекдот. Страшненькая девушка приходит на исповедь к священнику: «Батюшка, грешна. Я такая красивая, и стольких мужчин ввожу в искушение». И в ответ слышит: «Ступай с Богом, это не грех, это заблуждение».

Впрочем, человеческие слабости можно понять. А вот чего я понять не могу, так это отсутствие элементарного любопытства. Если для советского фотографа образцом и учебным пособием был журнал «Советское фото», то сейчас, как минимум, есть Интернет, где можно познакомиться и с теорией, и, что не менее важно, историей фотографии. Может быть, одним глазком взглянув на современные тенденции фотоискусства (а это не просто цифровая обработка снимков), ростовские фотографы и зашагают «верной дорогой»? Тогда и выставки станут интереснее…

15 марта 2004г., 7С.
.