КУДА ШАГАЕТ РОСТОВСКАЯ ФОТОГРАФИЯ?
Некоторым господам ну никак нельзя давать в руки гитару. И даже не из-за неумения играть. Наоборот, они, как правило, играют неплохо, но очень редко. И когда волей случая предоставляется такая возможность, спешат вывалить на подвернувшегося слушателя весь запас известных им песен, и поют, поют, поют, пока дружеская рука не вырывает жестоко из их объятий замученный инструмент.
Многие ростовские фотографы похожи на таких горе-музыкантов. Они могут снимать в течение нескольких лет, мечтая о том, как однажды сделают выставку, а когда вожделенный миг настаёт, раз — и выплескивают всё отснятое на ни в чём не повинного зрителя. Человек, проживший на необитаемом острове несколько лет, соскучившийся по общению и внезапно спасённый, наверное, так же стремится рассказать всем всё и обо всём. Есть, конечно, и объективная причина такой истеричности, ведь для того, чтобы выставить свои фотографии в Ростове, нужно или находить спонсора для аренды зала, или долго, до года, ждать своей очереди в салоне «Эксперимент». Так или иначе, фотограф понимает, что другого случая, возможно, придётся ждать очень долго, и стремится показать всё, на что способен. Результат, как правило — эклектичная экспозиция.
К сожалению, выставка Эрика Пивкина «Первый шаг» исключением не стала. Как и следует из её названия, это дебют человека, вот уже несколько лет занимающегося фотографией. «Первый шаг» посвящён, с одной стороны, Международному женскому дню, а с другой — опытам с цифровой фотографией. Казалось бы, не слишком и противоречит одно другому, но в итоге вышло что-то вроде классической попытки впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Например, весьма забавно смотрится на выставке, посвящённой дамам, фото главного байкера Ростова Алика Гоча. Можно, конечно, объяснить себе, что байкеры имеют к дамам самое прямое отношение, но где же тогда другие, не менее причастные к слабому полу — футболисты, рок-музыканты и, на худой конец, гинекологи? Что же касается «возможностей цифровой фотографии», до этой выставки мне казалось, что в Adobe Photoshop можно делать и что-то большее, чем увеличение снимка и замена фона. Использование стандартных фильтров сегодня вызывает удивления не больше, чем «эффект соляризации» в 80-е годы прошлого века. Относительно женских портретов, являющихся, так сказать, гвоздём программы, довольно точно отозвался некий посетитель: «Очень мило, но очень обычно».
Если начистоту, то самое интересное на большинстве экспериментовских выставок — это книга отзывов. На мой взгляд, именно она лучше всего отражает катастрофическое состояние ростовской светописи. Мы имеем зрителя неизбалованного, зрителя, не приученного смотреть и видеть, зрителя, не понимающего, что хорошо, а что плохо. «Не разбираюсь в фотографии, но очень понравилось», — вот, по сути, квинтэссенция всех отзывов. На деле же, для большинства людей образец — семейное фото, сделанное «мыльницей», со всеми вытекающими отсюда последствиями — красными глазами, сиреневым туманом и нерезким изображением. Всё, что лучше по качеству, автоматически заносится в разряд искусства. С другой же стороны, попыток воспитания публики путём создания цельных и стильных выставок не наблюдается. Возможно, потому, что удобнее быть одноглазым королём в царстве слепых.
Возможно, на создание чего-то цельного просто не хватает времени. В итоге зритель «хавает» полуфабрикат, потому что фотограф этот полуфабрикат делает, а делает он его, потому что зритель «хавает». Таким образом, круг замыкается.
Чего, собственно, ждёт фотограф от такой выставки? Если судить по количеству обычно оставляемых координат, от пейджера до широты и долготы, можно подумать, что основные надежды возлагаются на коммерческий успех. Но с таким же успехом можно пытаться стать поп-звездой, простаивая часами с гитарой в переходе. Нет, тут скорее не циничный расчёт, а искренняя вера в неповторимость того, что ты делаешь. Хочется быть замеченным и любимым. И то, что одна выставка не отличима от другой, мало кого смущает. Вспоминается древний анекдот. Страшненькая девушка приходит на исповедь к священнику: «Батюшка, грешна. Я такая красивая, и стольких мужчин ввожу в искушение». И в ответ слышит: «Ступай с Богом, это не грех, это заблуждение».
Впрочем, человеческие слабости можно понять. А вот чего я понять не могу, так это отсутствие элементарного любопытства. Если для советского фотографа образцом и учебным пособием был журнал «Советское фото», то сейчас, как минимум, есть Интернет, где можно познакомиться и с теорией, и, что не менее важно, историей фотографии. Может быть, одним глазком взглянув на современные тенденции фотоискусства (а это не просто цифровая обработка снимков), ростовские фотографы и зашагают «верной дорогой»? Тогда и выставки станут интереснее…
15 марта 2004г., 7С.
|