rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Мгновения победы

131Накануне Дня защитника Отечества две фотографии времен Великой Отечественной войны принес в редакцию «Нашего времени» заслуженный работник культуры России Александр Пудов. Донскому краеведу эти снимки прислали из Красногорского архива кинофотодокументов. Обе фотографии напрямую связаны с теми одновременно трагическими и счастливыми днями, когда 65 лет назад Красная Армия один за другим освобождала от фашистов большие и малые населенные пункты Дона.

132Снимок фронтового фотокорреспондента газеты «Красная звезда» Якова Халипа вошел во всемирную фотолетопись Второй мировой войны под названием «Ноктюрн». Он демонстрировался на многих международных выставках и оттого широко известен, как хорошо был известен и его автор, еще до войны успевший поработать главным редактором журнала «Советское фото». Свой первый профессиональный фотокадр он сделал еще в 1924 году на похоронах Ленина, регулярно начал публиковаться с 1926 года, а по-настоящему прославился созданием серии фотоочерков во время экспедиции Папанина на Северном полюсе.

133Впервые, по словам Александра Пудова, фотография, имеющая в архиве название «Концерт на развалинах» и регистрационный номер 0/21393, была опубликована в «Красной звезде» 22 апреля 1943 года и сопровождалась подписью: «В перерыве между боями автоматчик В. Мирошников выступает перед своими товарищами». Позже выяснилось, что однажды после боя дружившие и нередко вместе бывавшие на различных фронтах Константин Симонов и Яков Халип, услышав в развалинах донского городка Новошахтинска звуки музыки, неожиданно попали на концерт ансамбля 33-й Гвардейской стрелковой дивизии. Выступление скрипача Виктора 134Мирошникова и запечатлел тогда своей трофейной «лейкой» военный фотокорреспондент. В послевоенные годы исследователям удалось установить и фамилию баяниста, тоже попавшего в кадр. Им оказался Григорий Вакуленко – земляк и соратник Мирошникова по учебе в Ростовском музыкальном училище в предвоенные годы. Стала известна и дальнейшая фронтовая судьба обоих бывших ростовских студентов. Во время боев на Миус-фронте Вакуленко был ранен, после излечения в госпитале воевал в другом пехотном подразделении. В мирное время он долго проработал преподавателем Львовского культпросветучилища. А Мирошников закончил войну в Прибалтике и тоже не вернулся на Дон, став преподавателем по классу скрипки в музыкальном училище Даугавпилса. С создателем ставшего знаменитым снимка бывший фронтовой скрипач встретился во второй раз лишь 34 года спустя, когда по его приглашению побывал на Московской международной выставке…

Если имя Якова Халипа широко известно, то автор второго снимка Анатолий Егоров и все, что сделано им в отечественной фотографии, получили признание только, пожалуй, в последнее десятилетие. Хотя, разумеется, коллеги и специалисты хорошо знали и раньше этого великолепного мастера и его работы. 135Теперь же, когда рынок российской фотографии стремительно пополняется новыми отпечатками с авторских негативов, это имя стало в одном ряду с именами других выдающихся мастеров, творчество которых только еще выходит из исторического небытия.

Как и более именитый Халип, Егоров впервые взял фотокамеру в руки еще в 20-х годах. Бывший очень успешный спортсмен, обладавший удивительной выносливостью и настойчивостью бойца, он работал сутками, никогда не включаясь в острую эстетическую полемику тех времен между конструктивистами и зарождавшимися соцреалистами. И шел своим путем в стороне от партийных диспутов, предпочитая им дружбу с летчиками, полярниками, спортсменами, а коллективизму – индивидуальность творчества. Его жена была чемпионкой СССР по прыжкам в высоту, а лучшими друзьями – знаменитые советские футбольные звезды братья Старостины. Вовсе не претендуя на роль судьи или адвоката своей эпохи, Анатолий 136Егоров искренне гордился своей страной и ее героями, отражая в своем творчестве все позитивное, высокое, чистое, настоящее. Спорт, культ человеческого тела, стремление преодолеть пределы возможного, составлявшие основу его философии, были созвучны главным девизам эпохи массового оптимизма: «Выше! Быстрее! Сильнее!»

22 июня 1941 года он добровольцем ушел на фронт. И создал уникальнейшую фотолетопись войны. Осажденная Одесса, Сталинград, Ростов- на – Дону, Курская дуга, Полтава, Приднестровье, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Берлин. Его любили все, кому довелось встречаться с ним в жизни, о его невероятной храбрости часто вспоминал писатель Борис Горбатов. Именно Егорову посвящена была знаменитая песня «Давай закурим, товарищ, по одной». Его снимок плененного Паулюса обошел все газеты мира. Даже самые трагичные кадры этого военного фотокорреспондента фактически становились мгновениями будущей великой Победы. К их числу относится и снимок, названный автором «Он погиб за город Шахты». Вглядись в него, читатель. Поднявшись в рост, пехота с винтовками наперевес от террикона безымянной шахты идет в штыковую атаку на немецкие пулеметы. И заслоняет собой свою Родину.

15.02.2008г., НВ.
.