rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

 

«СПАСИБО ТЕБЕ, РОСТОВ!»
 vuchetichНа снимке: Е. В. Вучетич. Ростов. Март 1958 года.
 
     Его творчество пользуется широкой известностью в нашей стране и за рубежом. Произведения выдающегося скульптора, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда Евгения Викторовича Вучетича можно встретить не только в картинных галереях и музеях. Они стали достопримечательностями многих городов, украшая их площади и улицы.
 
    В берлинском Трептов-парке высится созданный Е. В. Вучетичем памятник советскому воину-освободителю. На берегу Волги, на Мамаевом кургане, воздвигнут величественный мемориал в честь героев знаменитой битвы у стен волжской твердыни. Проект этого грандиозного сооружения разработан Е. В. Вучетичем совместно с группой архитекторов. «Перекуем мечи на орала», - так называется скульптурная композиция, созданная по проекту Е. В. Вучетича и установленная в Нью-Йорке, у входа в здание Организации Объединенных Наций. Она символизирует борьбу за мир, против угрозы новой войны.
 
     В бронзе и мраморе запечатлел талантливый скульптор образы В. И. Ленина, ветеранов революции, знатных людей нашей страны, выдающихся деятелей международного рабочего движения, борцов за мир.
 
     28 декабря 1988 года Евгению Викторовичу Вучетичу исполнилось бы 80 лет. Трудно писать о нем в прошедшем времени – так свежи еще в памяти наши встречи и беседы. Перечитывая его письма, интервью, которые он давал для ростовских газет, вспоминая его приезды в Ростов, как-то забываешь, что это было давно.
 
     Е. В. Вучетич – наш земляк. Многие годы его жизни и творческой деятельности связаны с Ростовом.
 
     Вспоминая свои детские и юношеские годы, Евгений Викторович рассказывал:
 
     Жили мы в доме № 217 по Сенной улице (ныне улица Горького). С детства я увлекался рисованием, и увлечение это было настолько сильным, что вопрос о выборе будущей профессии передо мной не стоял. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я поступил в Ростовскую художественную школу. Мне очень повезло. Моими первыми наставниками были замечательные художники и педагоги Андрей Семенович Чиненов и Анатолий Иванович Мухин. Очень многим обязан я им. Под их руководством я занимался лепкой, рисованием, сделал первые небольшие скульптурные композиции. После четырех лет учебы в ростовской школе я некоторое время работал в Самарканде, продолжал учебу в художественном институте в Ленинграде, а в 1933 году вернулся в Ростов. Здесь-то и показал свои работы на первой персональной художественной выставке.
 
     Вместе со своим ближайшим другом, молодым тогда архитектором Львом Эбергом, получил Вучетич предложение разработать проект горельефа, который должен был украсить фасад строящейся в то время гостиницы «Ростов». Проект одобрили.
 
     Радости нашей не было границ, - продолжал вспоминать Вучетич. – Ведь это было нашей первой большой самостоятельной работой.
 
    vuchetich1А еще через некоторое время Евгений Викторович встретился с приехавшим в Ростов известным архитектором академиком Виктором Алексеевичем Щуко, который был одним из авторов проекта нового здания театра имени Горького. Он предложил Вучетичу переехать в Москву и работать в руководимой им архитектурной мастерской. Под руководством В. А. Щуко Вучетич участвовал в строительстве нового здания библиотеки имени В. И. Ленина, разработке проектов реконструкции Москвы, скульптурного оформления зданий.
 
    Но работы эти прервала война. По состоянию здоровья Евгения Викторовича не призвали в армию. Но он не мог оставаться вне боевых рядов защитников Родины. В первые же дни войны Вучетич добровольно вступил в полк народного ополчения. Вначале – рядовой пулеметчик, а затем – командир стрелкового батальона, он участвовал в сражениях на дальних подступах к Москве. Тяжелое ранение вывело его из строя. Но связей с армией Евгений Викторович не порывал и начал работать в студии военных художников имени Грекова.
 
    Моей стихией, моим призванием стала монументальная скульптура, - вспоминал Вучетич. – Вместе с моими товарищами по студии мы по горячим следам фронтовых событий отражали в своих произведениях героику сражений, ратные подвиги советских воинов.
 
     Одной из первых работ Евгения Викторовича, выполненных в студии имени Грекова, был памятник – монумент генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову, участнику боев на Смоленском направлении, битвы за Москву и погибшему в боях за Вязьму. В дальнейшем Вучетич создал целую серию таких скульптурных композиций, посвященных героям войны – рядовым бойцам и командирам. Творческий почерк его отличался своеобразием, высоким мастерством, отвечал лучшим традициям реалистического искусства.
 
     Все это наглядно проявилось в разработанных Вучетичем проектах скульптурных композиций, посвященных подвигу Александра Матросова, генералам И. Д. Черняховскому, Н. Ф. Ватутину, Т. Т. Хрюкину, М. Е. Катукову и другим прославленным военачальникам. В послевоенные годы, продолжая работать над произведениями, отражавшими события огненных лет, Вучетич часто возвращался в своем творчестве и к другим страницам истории страны, темам современности. С особым увлечением он создавал скульптурные композиции, посвященные В. И. Ленину. Одним из таких монументов установлен у входа в Волго-Донской судоходный канал со стороны Волги, другой – на одной из центральных площадей столицы Казахстана Алма-Аты. Скульптурный портрет В. И. Ленина экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе, это произведение Вучетича было отмечено «Гран при» - высшей наградой выставки.
 
     Застать Евгения Викторовича в Москве удавалось не часто. Он много ездил по стране, и из этих поездок, которые называл творческими командировками, обычно привозил созданные с натуры скульптурные портреты знатных людей. В Алма-Ате он работал над портретами президента Академии наук Казахской ССР академика К. Сатпаева, писателя М. Ауэзова и чабана Нургазе Токбаева, в Душанбе создал портрет дважды Героя Социалистического Труда полевода Алли Анарова, в Ленинграде – чеканщика завода «Монументскульптура» Ф. Каткова.
 
     Евгений Викторович был и талантливым графиком. Эта область изобразительного искусства тоже очень увлекала его, и он добился в ней больших успехов. Впервые графические произведения Вучетича были широко представлены на выставках его рисунков, которые проходили в 1971 году в Москве, а затем и в Ростове. Экспонировались сотни рисунков, которые он привозил из поездок по родной стране и из зарубежа. Карандашом, углем, пастелью рисовал он портреты героев войны и труда, пейзажи. Он создал серию рисунков, посвященных Индии, которую Евгений Викторович посетил в начале 1970 года по приглашению индийского правительства, удостоившего Вучетича премии имени Джавахарлала Неру. На выставках экспонировалось также множество рисунков, сделанных Вучетичем во время его путешествий по Италии, Венгрии, Франции, Голландии, Югославии, ГДР и другим странам.
 
     Не порывал Евгений Викторович связей с Доном, приезжал в Ростов, где его всегда ждали радостные, волнующие встречи с земляками. Давняя дружба связывала его с Михаилом Александровичем Шолоховым. Он давно мечтал создать скульптурный портрет великого писателя. Осуществить эту мечту ему удалось весной 1958 года. Евгений Викторович специально приехал в Ростов, чтобы встретиться здесь с М. А. Шолоховым и завершить работу над его портретом. Ростовчане смогли увидеть этот портрет на выставке произведений Вучетича, открывшейся в художественном салоне и посвященной 50-летию со дня рождения Евгения Викторовича и 30-летию его творческой деятельности.
 
     За большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства Е. В. Вучетич был удостоен Ленинской и Государственных премий СССР. Его избрали действительным членом Академии художеств. Жизни и творчеству выдающегося мастера изобразительного искусства посвящены книги, миллионными тиражами изданы фоторепродукции многих его произведений, альбомы рисунков, сборники статей и воспоминаний Е. В. Вучетича, которые начинаются страницами, рассказывающими о годах учебы в Ростове.
 
     Незабываемые годы… Евгений Викторович всегда вспоминал о них с сыновней любовью.
 
    Последний раз Вучетич приезжал в Ростов в апреле 1972 года. На площади Дома Советов в те дни состоялось торжественное открытие монумента, посвященного советским воинам, освободившим в 1920 году наш город от белогвардейских банд. Монумент этот был создан Е. В. Вучетичем в содружестве с московским архитектором И. И. Ловейко и ростовскими зодчими Л. Л. Эбергом и Я. А. Ребайном.
 
     Перед отъездом в Москву, Евгений Викторович сделал в блокноте журналиста трогательную запись: «Спасибо тебе, Ростов! Ты дал мне путевку в жизнь!»

 

 
.