rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

 

Каменное прошлое и будущее
 
     skulptory4Пожалуй, скульптуры и памятники — самые важные носители культуры и талисманы истории. Книги можно сжечь, историю переврать. Конечно же, и скульптуры и памятники, иной раз летят с пьедесталов. Однако с камнем и металлом всё же труднее справиться. Недавно, бродя по Москве, думал: почти все ругают Церетели за его вульгарный авангардизм и постмодернизм. Между тем этот придворный художник наворотил столько наследий, что от них никуда не денешься. Как бы там ни было, но он своими творениями выразил эпоху бездуховности, становления капитализма в годы перестройки только как-то слишком абстрактно. А вот другой скульптор прежней эпохи великого социализма тоже был придворным мастером. Имя ему — Евгений Викторович Вучетич.
 
     Это ж надо было столько создать?! Куда ни посмотри, повсюду его статуи. «Родина-Мать» стоит на Мамаевом кургане, машет мечом, грозясь всю нечисть порубать.
 
     Самый большой Ленин, попавший в книгу Гиннесса как самый огромный памятник реальному человеку, стоит на волго-донском канале.
     «Солдат-освободитель» в Берлине стережёт мир. Возле здания ООН в Нью-Йорке монумент «Перекуём мечи на орала». Перечислять бессмысленно, газеты не хватит. В студенческие годы мы любили назначать встречи с друзьями возле «Львов», там было очень уютно. Место культовое, а рядом памятник героям гражданской войны и революции.
 
     Евгений Викторович был человеком с чувством юмора и собственного достоинства. Казачий быт он знал хорошо, в отличие от сегодняшних телемылосериальщиков. Он и изваял казака на лошади. Атаманы всегда выбирали лошадь по той причине, что им надо было быть впереди. А вот кони шли в бой не только по тому, что их лупили нагайками, но и по природному зову. Но приехал принимать памятник какой-то партийный чиновник и пришёл в бешенство оттого, что скульптор повернул кобылу задом к Дому Советов.
 
       Тогда Вучетич от злости и переделал кобылку в коня, сильно преувеличив его достоинства.
 
       Вучетич был человеком широкой души. Недавно его внебрачная дочь Аэлита Стаховская, названная в честь «Аэлиты» Алексея Толстого, написала книгу об отце. Но книгу в России издавать не захотели. Нынешние придворные чиновники от культуры посчитали, что хватит с великого скульптора и его творений, коих по всему миру и в Третьяковке, да что там пол-Новодевичьего кладбища статуй, сотворённых его руками.
 
        Книгу собирался спонсировать Ходорковский, но угодил в тюрьму.
 
     vuchetich3Книга таки увидела свет на Украине, в Днепропетровске, откуда скульптор родом. Он провёл детство и юность в Ростове, учился в художественном училище в тридцатых годах, после войны преподавал. На войну пошёл добровольцем в народное ополчение. Для регулярных войск его забраковали по здоровью. Вучетич оттрубил Великую Отечественную от звонка до звонка. Был тяжело контужен. Заново учился ходить, говорить, работать руками, что для скульптора самое важное. На войне его свела судьба с поэтом Всеволодом Багрицким, сыном Эдуарда. Багрицкий-младший практически умер у него на руках. Дружил он и с великим татарским поэтом Мусой Джалилем. На фронте Вучетич был пулемётчиком и писал статьи для газеты «Отвага». Он общался с живыми героями, которые, естественно, не ощущали себя таковыми. Он знал войну от А до Я. Впоследствии он «слепил» этих людей, увековечив сотни героев. Знал скульптор генерала Гуратова, который закрыл от снаряда грудью своего командира генерала Александра Горбатова. Позже Горбатов напишет книгу о неприлизанной фальши сталинской пропаганды, и она успеет увидеть свет в годы хрущёвской «оттепели». Черняховский, Рыбалко, Конев, Катуков, Чуйков, Баграмян, Василевский, Ватутин, Жуков и многие другие великие командиры и солдаты стали его каменными и бронзовыми героями. Конечно же, он и Сталина изваял, и кучу Ильичей. Железный Феликс, которого выставили с Лубянки, его рук дело. Вучетич был убеждённый сталинист и преданный коммунист, и не из лицемерия, ради жизни и творчества, а просто его убеждения были таковыми. А вот кто сейчас Церетели и ему подобные? Не знаю. Приносит ли кто к подножию этих петровеликанов, кораблей-призраков перестройки или просто инсталляций из металлолома за народные деньги хоть букетик цветов? Однажды Вучетич вернулся из средней Азии, где воевал с басмачами и ходил по художественному училищу с громаднейшим револьвером системы «кольт». Все пугались, что он по пьянке перестреляет советских мазил. И вскоре его преподаватели попросили убрать именное оружие. Он имел пять детей, и не всех в законных браках. Любил попить вдоволь коньяку. С детьми всегда поддерживал тёплые отношения. Той же Аэлите Стаховской купил квартиру в городе Волжском, устроил на работу в турбюро. Правда, когда его работа в Волгограде закончилась, Аэлиту лишили жилья. Ей пришлось уезжать, жила в Грозном, а сегодня в маленьком селе на Украине. Дочь написала замечательную книгу об отце, сохранив массу фактов, не лакируя их.
 
        В годы юности Вучетич дружил со скульптором Сергеем Корольковым. Их совместный горельеф до сих пор украшает театр имени Горького и гостиницу «Ростов». Позже Вучетич с горестью скажет о том, что когда Корольков уезжал в эмиграцию, ему немцы дали два вагона под его работы. А его работы разбивались и бездарно разбазаривались. Вучетич вспоминал, как во дворе училища в Ростове валялись статуи прошлого мира, а их заставляли рисовать гайки и болты — как символ нового, освобождённого мира. Увы, в нашем мирё всё повторяется. Кто был никем, тот станет всем, а потом наоборот. Сегодня могила великого скульптора поросла сорной травой и завалена мусором. Его последняя жена просто повыбрасывала кучу его гипсовых работ из мастерской. А к самой огромной каменной женщине с мечом ежедневно приезжают поклониться тысячи туристов. Судьба монумента на Мамаевом кургане под вопросом. Правительство страны любит здесь фотографироваться, но денег на реставрацию упорно не даёт. Вот и скрипит «Родина-Матушка» по ночам зубами, чтобы днём туристов не огорчать.
 
        Когда-то скульптор вылепил из снега Ленина. Снеговик растаял и стёк грязным ручьём в великий поток истории. Но, проходя каждый раз мимо каменных атлетов, держащих чашу на Театральной площади, я надеюсь, что вода в этом фонтане Вучетича не иссякнет. В Ростове-на-Дону очень много памятников, сделанных Вучетичем, и, слава богу, их никто не переносит, не демонтирует.
3 октября 2007г., «Ростов Официальный».

 

     
     
.