"ОДЕВАЮ, КАК НАСТОЯЩИХ",
- ГОВОРИТ О СВОИХ КУКЛАХ РОСТОВСКИЙ МАСТЕР ЕЛЕНА ФОКИНА
В костюмах и заключена главная прелесть ее кукол. Ради нарядов - горящих золотом и серебром, шитых шелком и бисером, украшенных лентами и разноцветными кружевами - и задумывались они когда-то.
КУКЛЫ ФОКИНОЙ НОСЯТ НАЗВАНИЕ этнографических. В этом слове и их история (работа в Ленинградском еще музее этнографии СССР вдохновила Елену на создание такой коллекции), и их суть: костюмы ведь непридуманные. Мини-копии тех, которыми щеголяли в старину модницы различных российских губерний. Плоть этих кукол - тряпичная. В русских селах в XIX веке шили таких. Только те, старинные деревенские мастерицы куклам лица не. разрисовывали (чтобы не вселилась в фигурки нечистая сила), а у Фокиной тряпичные барышни - румяные, яркогубые и глазастенькие.
- Светские они у меня, - говорит Елена. Нельзя сказать, чтобы эти пышно и вместе с тем исторически точно наряженные барышни вращались в свете беспрестанно, но, "выходя в люди", впечатляют. Как свидетельствует каталог, выпущенный Ростовской галереей кукол, красоту их нарядов оценили и в соседнем провинциальном Краснодаре, и в столице мировой моды - Париже.
Несколько лет назад на выставке в Ростовском краеведческом музее куклами Фокиной была занята лишь одна витрина. Ныне - целый зал, и тем не менее: «Слишком медленно работаю, - говорит Елена, - за несколько лет всего 21 кукла...».
Медленно не потому, что устала: модели Фокина выбирает все более сложные и трудоемкие. Один только головной убор тряпичной прелестницы бисером да нитью шелковой расшивает не меньше месяца. В ее коллекции преобладают старинные костюмы северных и южных российских губерний. Отчего-то полюсы ее сердцу милее центра. Но это нынче. А в перспективе - полная география бывшей Российской империи.
31 января 2003г., НВ.
|