БОЛЬШЕ СОЛНЦА!
28 февраля исполнится 125 лет со дня рождения одного из выдающихся художников XXвека, нашего земляка Мартироса Сарьяна.
ДВА БРАТА
Их было два брата - армянина, которым земля у реки Самбек была чужой, а солнце над ней казалось бледным.
Однажды один из них отправился на паруснике в Константинополь, но по дороге заболел и умер. Море стало его могилой.
Это не устрашило второго брата, и вот уже он решил добраться до Константинополя. Посчастливилось ему, но когда в предвкушении новой жизни возвращался брат в степь за семьей, налетела буря и разбила его корабль. Из всех пассажиров он один уцелел и доплыл до берега.
Тогда второй брат подумал, что это - судьба. Он привык к донской степи и «в поте лица стал возделывать землю». Звали его Мартын. Это был дед Мартироса Сарьяна.
...Их было два брата - армянина, и дом их стоял в донской степи. Когда умер отец, младшему исполнилось только восемь лет. Старший брат отвез его в Новую Нахичевань (по-теперешнему - в Ростов) учиться какому-нибудь ремеслу.
Так младший стал помощником строителя ветряных мельниц, много ездил, плотничая, по России, а в 30 лет вернулся в Нахичевань, женился и повез молодую жену на Самбек, в отчий дом.
Не обрадовало старшего брата его возвращение. Он выделил младшему уголок в хлеву, и за то батрачил на него младший с утра до вечера.
У младшего брата родилось девять детей, у старшего - единственный ребенок. Зависть снедала старшего и его жену, когда они смотрели на этих бедных, но веселых детей.
Не было между братьями лада, и однажды младший ушел со своей большой семьей в горячую голую степь - строить собственный дом. Звали этого брата Саркис. Это был отец Мартироса Сарьяна.
Отец умер, когда Мартиросу было всего 11 лет. Опеку над младшим братом взял старший - Ованес. Но это была уже совсем иная история о двух братьях. Сначала Ованес помогал Мартиросу, потом пришло время - Мартирос - Ованесу.
Яркие и жаркие края влекли Мартироса так же, как и его дедов. Он писал своими солнечными сочными красками и Константинополь, и Персию, и Египет. Красота многих земель восхищала его, но сердце пронзила одна Армения.
ПОРТРЕТ
Лето накануне поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Мартирос Сарьян и его наставник и репетитор, студент того же училища Амаяк Арцатпанян собрались провести на этюдах. Их принимали живописные окрестности Каменска (точнее, тогдашней станицы Каменской).
И вот они устроились на берегу. Мартирос принялся писать лодку на воде, а Амаяк - одного из местных ребятишек, которые с интересом наблюдали за художниками.
Число зрителей росло, прибавляясь казаками и казачками. И если бы это было обыкновенное любопытство!
Местное население приняло Мартироса и Амаяка за цыган. Да не просто цыган, а способных своим малеваньем наколдовать несчастье.
Почувствовав, что настроение толпы достигает опасного градуса, сообразительный Сарьян придумал благовидный предлог, чтобы удалиться.
«Мы быстро собрали свои принадлежности, - вспоминал он спустя годы, - и поспешно улепетнули, сопровождаемые злыми выкриками разъяренной толпы. Нам угрожали побоями и даже сулили «удовольствие» быть брошенными в воду. Конечно, мы старались сделать вид, что удаляемся с достоинством, но шагали так быстро, что это было очень похоже на бегство».
И на этом еще не закончились злоключения их пленэра. Оглянувшись, художники обнаружили преследование. А кроме того, к ним уже бежали полицейские с обнаженными саблями.
Впрочем, в этих грозных стражах порядка и было их спасение. Полицейские удостоверились, кто есть кто, и успокоили толпу.
И все-таки не обошлось в этой истории без жертвы. Досталось казачонку, которого рисовал Амаяк.
Родительский урок живописи, преподнесенный ему дома, был жестоким. Весь избитый, пацаненок пришел к художникам и, плача, просил, чтобы они уничтожили или отдали ему (с той же целью) его портрет. Он не ушел, пока не увидел, что ни линии не осталось на холсте от его изображения.
Интересно, что перед тем был другой случай с портретом, который и изменил жизнь Сарьяна.
Это было в нахичеванской конторе по распределению журналов и газет, куда юный Мартирос поступил по окончании городского училища.
В свободные минуты Сарьян с увлечением рассматривал газетные и журнальные иллюстрации, а потом однажды и сам попробовал изобразить кое-кого из посетителей.
Он старался делать это тайно, но его обнаружили. Заведующий эти занятия не одобрил, а вот один из посетителей - молодой человек по фамилии Амбарбанов, напротив, Сарьяна похвалил.
Стал бы Сарьян Сарьяном или был бы только скромным служащим, который на досуге упражняется в рисовании,- но однажды он изобразил коллегу - старого бородатого казака. Чем и решил свою участь.
Потому что на следующий день старика свалила какая-то хвороба, он приписал ее портрету, вытянувшему из него жизненные силы, и пожаловался на то заведующему.
Заведующий разорвал на глазах у старика этот портрет, точно развеивая колдовские чары. А Сарьяну велел немедленно выбросить из головы мысли о рисовании.
Тут-то Мартиросу и пришел на помощь брат Ованес. Он послушал совета того самого Амбарданова, с которым был знаком, и отправил младшего в Москву. Учиться на художника.
ОТ БЕДЫ ДО ЛЮБВИ
Чтобы выразить в красках предысторию любви Сарьяна, потребовалось бы много черного цвета.
Шел 1915 год. Весь мирсодрогнулся, услышав об армянской трагедии - устроенной турками резне.
Сарьян закрылсвою московскую мастерскую и уехал в Армению. Чем мог помочь он родине, Сарьян точно не знал, но знал, что в эти дни он должен быть именно там.
Места, куда перебрались беженцы, потрясли Сарьяна. Он, так любивший изображать радости жизни, ее ликование, сказочную мечту, увидел изможденных, голодных людей и всюду - трупы, трупы, трупы. Спасшихся от резни теперь косили эпидемии дизентерии, брюшного тифа.
Сарьян взялся помочь молодой матери спасти ее детей. Он выхлопотал место в больнице. Но медики оказались бессильны.
Когда Сарьян увидел, как эта женщина своим крепким волосом шьет из последнего своего платья саван для последнего - пятого ребенка, его мозг отказался воспринимать жуткую действительность.
Сарьян пришел в себя только в Тифлисе - туда перевезли его друзья, обеспокоенные тем, чтобы Сарьяна не отняла у них душевная болезнь.
В Тифлисе, в кафе «Чашка чая», где собиралась армянская интеллигенция, он увидел девушку, которая сразу понравилась ему и своей пластикой, и звонким смехом, и всем исходившим от нее обаянием.
Это была Лусик, дочь известного армянского педагога и детского писателя Агаяна.
«То, что возникло между нами, не было обычной историей, какие часто описываются в романах. Это была встреча двух словно давно уже знающих друг друга родных людей, которые только случайно и временно были разлучены», - так писал художник уже на закате своей долгой, очень долгой жизни.
Надо ли говорить, что Лусик стала его женой и верной подругой.
Это - не история из романа. Это - такое редкое, но настоящее счастье.
ЧТО НАМ САРЬЯН, ЧТО МЫ САРЬЯНУ?
В одном из интервью Сарьяна спросили, когда он почувствовал в себе художника?
- Да, пожалуй, с той минуты, как я помню себя, - ответил он. - Это был сияющий день в степи под Ростовом-на-Дону. Тысячи насекомых стрекотали в высокой траве, над ней порхали разноцветные бабочки. Заливались жаворонки, необыкновенное счастье охватило меня, счастье от ощущения, что я тоже существую, живу, что слит с ликующей природой, что я ее живая частица.
Донскую степь Сарьян запечатлел не только на холстах. В его мемуарах есть яркие, поэтические описания мест его детства (эти места он называл потом незабываемыми) и своих чувств, рожденных ими. Он вспоминал о том, как словно зачарованный бегал с детьми за бабочками, а потом «вконец обессилев, мы валились на землю и засыпали. Во сне мне удавалось схватить Луну и спрятать ее за пазухой или, как зеркалом, пускать ею зайчиков».
И все же наши ковры цветов и трав, и гигантский оранжевый диск солнца, опускавшийся над степью, не могли затмить для него других картин - воображаемых. Картин его родины, о которой ему столько рассказывали. Он был счастлив, когда потом, в одной из поездок в южные края, узнал настоящее палящее солнце и настоящий зной. Это было то, чего не доставало ему в нашей степи. Он испытал чувства, неведомые, непонятные никому из европейских художников, увлекшихся в то время экзотикой Востока. Поэтому Восток Сарьяна так не похож на тот, что писали они.
А сюда, в донские края, он возвращался еще не раз. Был здесь летом 1911-го, в период своего первого настоящего признания. «После долгой разлуки мы опять были вместе, я и моя мать, - писал Сарьян. - Мы сидели рядом и молча смотрели вдаль, словно нам не о чем было говорить».
От той поездки остались в памяти походы на этюды в полную степных цветов балку и сад некоего Козлова с расхаживающим там павлином.
Так вышло, что гражданскую войну Сарьян с семьей пережил в Ростове. Преподавал в художественной школе (она открылась стараниями Мариэтты Шагинян), участвовал в создании Армянского краеведческого музея и как обычно много рисовал.
Здесь родился его сын, и отсюда в 1921-м он уже навсегда переселился в Армению.
И потом он еще приезжал на Дон, а наши земляки ездили к нему, в Армению.
Ростовский искусствовед Валерий Рязанов рассказывал, как был у него в гостях: «Когда мы вошли, Мартирос Сергеевич рисовал. Это было естественным и в то же время поражало. Казалось, что 92-летний человек, голова которого седа, как вершина воспетого им Арарата, никогда не выпускал и не выпускает инструмента художника из рук. Мы поняли, что кисть и карандаш - это просто продолжение его руки.
Он сожалел, что уже не в силах приехать на Дон и передавал привет землякам».
P.S. Полотна Сарьяна хранятся и в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств. А в Мясниковском районе, в х. Чкалов, есть его дом-музей. Правда, экскурсионных маршрутов туда не проложено, само здание музея передается сейчас с баланса ведомства в муниципальную собственность, документы «зависли» в Москве. Но, как заверили меня в Мясниковской администрации, этот вопрос непременно будет решен. Думают, что положительно. В пользу тех, кому дорога память о Сарьяне.
25 февраля 2005г., «Наше Время».
|