ЕХИДНЫЕ ЗАМЕТКИ О НЕУДАЧНОЙ ВЫСТАВКЕ
Декабрь, как предновогодний месяц, начинает собирать урожай приуроченных к празднику художественных мероприятий. В минувшую пятницу в Краеведческом музее открылась новогодняя выставка студенческих работ факультета дизайна и искусства ЮРГИ. Что в ней было новогоднего, я так и не поняла. В целом достигнут только один эффект – редкая адекватность выставки выставленным на ней объектам. Она - скромная, небольшая и очень чистая, и большинство студенческих опусов на ней - такие же, ну очень скромные и чистенькие.
Назвать авторов-студентов дизайнерами пока трудно. Выставку дизайна они не сочиняли, просто развесили по стенам и расставили в стеклянных шкафах «наглядные пособия» на темы программных предметов института: учебные гобелены, керамику, пространственную живопись и моделирование, плакаты, вывески-проекты рекламы магазинов и кафе. Не видно было ничего особенно оригинального. Вполне стандартно мыслящие ребята, которые только начинают свою творческую жизнь и учатся что-то делать своими ручками. Пока они боятся непривычных решений. Если вывеска кафе «Дождик», то в изображении зонтик, а не, предположим, уличная слякоть; если кафе «Чайная церемония», то - китайский веер, а не развесёлый мандарин: если развивающая игрушка для ребенка, то обязательно учит завязывать шнурки (хотя детская обувь теперь всё больше на липучках), а не стоять на голове. Хотелось сказать: «Ребята, прогуляйтесь в «Хобби-центр» и посмотрите современные развивающие игрушки». Студенты боятся своей фантазии, боятся пошутить и похулиганить (под строгим взглядом преподавателей), что свойственно современному дизайну. Нет в работах индивидуальности, как нет и «скелетов» в шкафах их собственной памяти, так необходимых для искромётного воображения.
Эту выставку легко разнести в пух и прах, так как рановато студентам второго курса представлять свои работы в стенах музея и в городе, где дизайну теперь обучают в каждом художественном учебном заведении. Но на ней был один вполне достойный дизайнерский объект. Он оказался дипломным и странно смотрелся среди ученических работ. Дипломный проект «Фирменный стиль для археологического музея-заповедника "Танаис"» Палатенко Светланы (рук. Курманаевская Е.М.) уже не только защищён в стенах ЮРГИ, но и получил три диплома на международном конкурсе дипломных студенческих работ архитектурных вузов. Возможно, вся выставка была бы интересней специалистам-дизайнерам, будь рядом с «Танаисом» другие проекты выпускников института. А я бы воздержалась от ехидничания по поводу представленных проектов.
11 декабря 2001г. РО
|