rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

СЕРГЕЙ НОМЕРКОВ. АПРИОРИ - КТО?

24Успех и признание требуют грубого приёма: жёсткого решения тонкой проблемы, громкой первой фразы, эффектной неожиданной концовки, общедоступной сложности, вопиющей элегантности стиля, продуманной небрежности, умеренного профессионального цинизма, хитроумия, а не мудрости.

Это знают те, кто в наше время и в наших широтах исключительно своим трудом, умом и способностями достиг возможности демонстрировать результат. В высшей степени это касается тех, кто работает в области графического дизайна.

Быть признанным – значит стать частицей общественного мнения, обладателем истин, самых элементарных, но несомненных. Но как быть, если заказ на профессию не сформировал пока ещё тот круг истин, устроивший бы всех. Профессия, которая двенадцать лет назад просто ещё не существовала, не имеющая интеллектуального прошлого, сегодня по популярности вышедшая на первое место, теперь трепетно  «ждёт»  показа достигнутых вершин (этапа быть признанными теми, кто истиной не обладает) профессионалами хотя бы потому, что должны же они появиться?

Чего же стоит любой успех именно в этой области художественного творчества – графический дизайн?

В нашем мире, где день ото дня множится число «тех самых», всё более похожих друг на друга дизайнеров, взгляду, желающему утвердиться в оригинальности своего «Я» и убедить себя в его неповторимой исключительности, приходится нелегко. Людей много – мыслей мало. И всё же появляются те, кто в состоянии в предложенных обстоятельствах справиться с уровнем образования, с памятью, эмоциями «смотрителя», то есть создать ситуацию, когда кредо автора и кредо смотрящего совпадают.

Один из немногих – Сергей Номерков. Он знает способы, как преодолеть досадность своего сходства с этими несметными толпами «специалистов». Свои работы он произносит с такой энергией, что остальные выглядят жалкими подражателями.

Первый способ (метод) – из огромного числа графических образов «вычитается» постепенно всё внешнее, наносное, дабы таким путём дойти до самой сути, не без риска, что в результате такого вычитания форма окажется на полном нуле.

И противоположный метод, чтобы форма стала более зримой, более ощутимой, объёмной, более уловимой: без конца прибавлять к ней всё новые и новые атрибуты, не без риска, что под грузом прибавляемого исчезнет сущность образа.

Итак, всё сводится к риску (степени талантливости), найти тот предел, за которым и находится беспредельное удовольствие от рассматривания, вступить в диалог со зрителем, создавая вместе тот предметный язык общения, близкий по выбору предлагаемых образов.

В местной ситуации Номерков «отвечает» перед широким «смотрителем» за весь минимализм – совсем не скучный, а наоборот, обаятельный, забавный и темпераментный.

К минимализму могут добавиться и «неоклассические» штучки (термин вошёл в широкий обиход не так давно и означает всякий дизайн на пересечении новых и старых стилей), одним словом, постмодернизм в самых дурацких проявлениях – свободный союз любых образов, в любых ракурсах. Парадоксальные тексты его работ захватывают дух хитросплетением цитат и стилей. Он играет сложными ритмами, и в движении их очень приблизительная связь, а весь смысл в ощущениях «смотрителя» в умозрительном дизайне.

Он изгоняет скуку из своего мира. Работы остроумны и, как правило, технически сложны (но не перегружены формой сверх меры), смысл которых все смотрящие тайком ищут в расспросах друг у друга. Однако это является чаще достоинством, ибо обсуждать возможно только то, что имеет «энное» количество смыслов и затей любого толка.

И вот пришёл момент вспомнить об изначальном образовании Сергея. Профессия, незабытая и поныне – архитектор. Архитектура у Номеркова – «пунктик», глобальное умопомешательство, источник вдохновения и высоких результатов. Именно она подарила тот взгляд на плоскостное видение через пространственные построения, которые постоянно возникают в его работах, и говорят о том, что он знаком с понятиями обратной и прямой перспективы (всем бы так), и слово «композиция» не пустой звук, а уже на уровне интуиции закономерная составляющая всех замыслов.

Однако в 1978г., когда Сергей окончил архитектурный факультет, архитектура, как высочайшее из искусств,  в Советском Союзе существовала только на бумаге, кто-то ещё  помнит понятие и термин, в связи с ним возникший – «бумажная архитектура». В то время многие архитекторы, столкнувшись с отсутствием творчества в работе, оставляли профессию, «уходили» в смежные специальности. Сценографы, режиссёры, музыканты – О-о! Сколько их,  знаменитых «архитекторов»?  И Номерков в то время осваивает «смежную» специальность, ещё не имеющую имени в СССР. Серёжа часто шутит: «Я – счастливый человек, моё хобби стало моей профессией». Да, именно тогда, в начале восьмидесятых, он постигает искусство типографики. Шрифт,  основа любого печатного жанра, – особая любовь Номеркова.

Когда-то он начинал с рукотворных плакатов, сначала театральных, позже политических, участвовал в конкурсах плакатов в России  и за рубежом (один из них принёс ему признание и награду). В какой - то момент, уже в конце восьмидесятых, понимая, что будущее за компьютерами, осваивает компьютерную графику, в Ростове один из первых. 

Современные, молодые компьютерщики являются «могильщиками» типографики, многие не знают даже, что означает это слово. Они не понимают, используя в работе, мощные шрифтовые базы компьютеров, что работа со шрифтом – тоже искусство, требующее и знаний, и уважения. Компьютер  не всегда добро. Он дал возможность людям, не владеющим искусством типографики, работать весьма активно в области печатного дела. Поэтому на нашем рынке девяносто процентов печатной продукции – это ужас какой-то.

Для Сергея Номеркова компьютер – это ещё пять рук: просто ускоряет процесс работы,  что раньше делалось за неделю, теперь занимает 15 минут. Именно за такое количество времени у него возникает идея.

И еще, похоже он сам и не заметил, как наполнил город своими работами, тоже не застрахован от неудач, но абсолютно все неудачи связаны скорее с глупостью заказчика, непонимающего смысла работы Сергея и своими корректировками искажающие состоятельность того, что в оригинале можно всегда назвать произведением искусства графического дизайна.

Работы представленные на этой полосе выполнены в разные годы и некоторые из них кажутся устаревшими, но  увы, графический дизайн самый подвижный из искусств.

 12 мая 2003г., РО.
25
 
 
 
    

 

Выставка в г. Ставрополь 2002 г.
 
 
 
26
 
 
 
 

Выставка Союза дизайнеров 1997 года.

 
27 
 
 
 
 
 
  
Магазин "GAS"
 
28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Театральный плакат спектаклю "Звёзды на утреннем небе" 1982 г.
 
 29
 
 
 
 
 
 
 
.