ПОРТРЕТ ДУШИ СПЕКТАКЛЯ
Афиша, программка, буклет, пригласительный билет для VlP-nepсон... Все это теперь называется в театрах рекламным комплексом, и нет в наших, да и во многих других краях рекламного комплекса выразительнее и ярче, чем тот, что выпускает Ростовский музыкальный театр.
Рекламный театральный комплекс - своего рода увертюра к спектаклю. С 2000 года сочинение таких «увертюр» Ростовский музыкальный театр заказывает ростовскому художнику-графику Наталье Курманаевской.
...ОДНАЖДЫ, когда Наталья еще училась в Суриковском институте, студентам предложили с помощью художественных образов обыграть два слова: собака и театр. «Собака» дала Наташе толчок к импровизации на тему жизни питерской богемы, которая в начале прошлого века любила собираться в кафе «Бродячая собака», а в связи со вторым словом вспомнилось: «Весь мир - театр».
- Тогда я представить не могла, что придет время, и весь мир сузится для меня до театра, - говорит Наталья и тут же поправляет себя: мол, как сказать - сузится... Не только мир - театр, но и театр - это весь мир. Особенно, если это такой театр, как Ростовский музыкальный, где каждый год - несколько премьер и каждый спектакль - это путешествие во времени и пространстве. Сегодня - Япония, «Мадам Баттерфляй», завтра - «Онегин», Россия пушкинской поры. Потом - Италия, Франция.
Даже неискушенный зритель отметит разнообразие рекламных комплексов Ростовского музыкального. По программке к «Севильскому цирюльнику» и годы спустя можно будет легко представить некоторые сцены из спектакля: так точно воспроизведены на ее страницах костюмы и декорации. Афиша к «Жизели» еще ближе к хронике театральной жизни. Тут в центре - фотопортрет солистки... Но есть еще принцип оформления, который называется ассоциативным. Наталье нравится, когда заказ - по такому принципу. Ведь это значит, что зрителям можно напомнить шедевры мирового изобразительного искусства. Так на страницах программки оперы «Мадам Баттерфляй» появились репродукции японских гравюр, а благодаря афише оперетты. Легара «Веселая вдова» (ассоциация с пленительной атмосферой полотен Ренуара) на ростовских улицах повеяло старым добрым Парижем.
Впрочем, ассоциативное мышление и способность создать яркий, емкий художественный образ театральному художнику-дизайнеру требуются при любых заказах. Ведь хорошая афиша и театральная программка состоят в несомненном родстве и с плакатами, и с книжной графикой.
- Родители меня учили: первые пять-десять идей отбрасывай без сожаления. Это те, что придут в голову каждому, - говорит Наталья.
Ее родители - Елена и Алексей Курманаевские - профессиональные художники-плакатисты. Благодаря им у Наташи никогда не было иллюзий, будто создание плакатов - дело пустяковое.
Идти по родительским стопам Наташа не собиралась уже только по той причине, что плакат в России последних лет - почти не востребован. Даже такой, которому посвятили молодость родители, - в защиту природы, культурных ценностей. Предложение о рекламных театральных комплексах было для нее полной неожиданностью.
Сегодня папа и мама - это первый Наташин худсовет. Но в ходе работы за помощью к ним не обращается. Возможно, в силу особенностей происхождения: раз дочка и внучка художников, должна быть независима вдвойне.
...Но что такое работа художника-дизайнера над театральным рекламным комплексом? Мне сразу представилась такая картина: Наташа сидит за рабочим столом и рисует под музыку Пуччини, Чайковского, Оффенбаха - словом, того, чье произведение собирается ставить театр. Обмануло меня воображение! Работать над программками и афишами Наташа предпочитает в тишине. Репертуар в Ростовском музыкальном - классический, с детства ей знакомый. Но постановки - оригинальные. Так что оформитель афиши и программки и с режиссером о замысле его беседует, и на репетиции заходит, и с эскизами декораций и костюмов знакомится непременно.
В программке балета «Лебединое озеро» сквозь текст либретто просвечивают кружева. И, знаете, что это за узор? Настоящей балетной пачки. Точнее - фото кружевного края одной из пачек. В ней в самом деле танцуют в «Лебедином озере». Кружево на программке - Наташина идея.
- А прежде, до работы в театре, вы увлекались театральными программками? - спрашиваю Наташу.
- Я - не очень, но вот мои бабушки...
И дальше - сюжет для небольшого рассказа.
Началось все с того, что Наташе поручили оформить буклет, посвященный настоящему и прошлому Ростовского музыкального. Причем начать буклет следовало с предыстории, с дореволюционных ангажементных спектаклей в донской столице.
За фотографиями исполнителей-гастролеров, театральными афишами и программками тех лет Наталья Курманаевская отправилась в областной краеведческий музей. Она с воодушевлением рассказала маме о своих первых «раскопках», а мама воскликнула: «Папка! У нас же - целая папка таких программок!».
Мама достала папку со старинными фотографиями артистов и театральными программками, они стали вместе перебирать эти сокровища Наташиных бабушек и вдруг обнаружили программку оперетты Оффенбаха «Званый вечер с итальянцами» (ее привозили в Ростов в 1914 г.). Среди исполнителей - имена Юлии Спешневой и Натальи Алексеевой. Эти актрисы были родными сестрами. Они доводились двоюродными бабушками Наташиному папе. Сегодняшние поколения Курманаевских и не знали об этих гастролях.
Наталья Алексеева была драматической актрисой. После революции жизнь забросила ее во Францию и связала с театром «Комеди Франсез». Оперная певица Юлия Спешнева дожила в России до Великой Отечественной войны и умерла в эвакуации. Имя ее сына сегодня можно найти в «Кинословаре» (он писал сценарии ко многим популярным в 50-60-е годы фильмам, поставил картину «Москва - Генуя»), а внучка Юлии Алексеевны - Алина стала мастером отечественной мультипликации, много лет работала в театре кукол у Сергея Образцова.
Та программка и фото Юлии Алексеевны с ее просьбой «Не забывайте взбалмошную Спешневу» заняли свое место на страницах буклета. Так сама судьба переплела события театральной и музыкальной жизни Ростова с историей Наташиной семьи.
...А что до рекламных театральных комплексов, которые оформляет Наталья Курманаевская... Обычно программки и пригласительные билеты готовы уже недели за две до премьеры. И такая же мука - ждать целых две недели спектакль, чтобы убедиться, что рекламный комплекс и на этот раз зрителя не обманет, потому что настроение и атмосфера постановки уловлены точно.
P.S. В этом году в числе девяти представителей творческой интеллигенции Дона Наталья Курманаевская стала губернаторским стипендиатом.
23 января 2004г., НВ.
|