rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПОРТРЕТ ДУШИ СПЕКТАКЛЯ

266Афиша, программка, буклет, пригласительный билет для VlP-nepсон... Все это теперь называется в театрах рекламным комплексом, и нет в наших, да и во многих других краях рекламного комплекса выразительнее и ярче, чем тот, что выпускает Ростовский музыкальный театр.

Рекламный театральный комплекс - своего рода увертюра к спектаклю. С 2000 года сочинение таких «увертюр» Ростовский музыкальный театр заказывает ростовскому художнику-графику Наталье Курманаевской.

267...ОДНАЖДЫ, когда Наталья еще училась в Суриковском институте, студентам предложили с помощью художественных образов обыграть два слова: собака и театр. «Собака» дала Наташе толчок к импровизации на тему жизни питерской богемы, которая в начале прошлого века любила собираться в кафе «Бродячая собака», а в связи со вторым словом вспомнилось: «Весь мир - театр».

- Тогда я представить не могла, что придет время, и весь мир сузится для меня до театра, - говорит Наталья и тут же поправляет себя: мол, как сказать - сузится... Не только мир - театр, но и театр - это весь мир. Особенно, если это такой театр, как Ростовский музыкальный, где каждый год - несколько премьер и каждый спектакль - это путешествие во времени и пространстве. Сегодня - Япония, «Мадам Баттерфляй», завтра - «Онегин», Россия пушкинской поры. Потом - Италия, Франция.

268Даже неискушенный зритель отметит разнообразие рекламных комплексов Ростовского музыкального. По программке к «Севильскому цирюльнику» и годы спустя можно будет легко представить некоторые сцены из спектакля: так точно воспроизведены на ее страницах костюмы и декорации. Афиша к «Жизели» еще ближе к хронике театральной жизни. Тут в центре - фотопортрет солистки... Но есть еще принцип оформления, который называется ассоциативным. Наталье нравится, когда заказ - по такому принципу. Ведь это значит, что зрителям можно напомнить шедевры мирового изобразительного искусства. Так на страницах программки оперы «Мадам Баттерфляй» появились репродукции японских гравюр, а благодаря афише оперетты. Легара «Веселая вдова» (ассоциация с пленительной атмосферой полотен Ренуара) на ростовских улицах повеяло старым добрым Парижем.

Впрочем, ассоциативное мышление и способность создать яркий, емкий художественный образ театральному художнику-дизайнеру требуются при любых заказах. Ведь хорошая афиша и театральная программка состоят в несомненном  родстве и с плакатами, и с книжной графикой.

- Родители меня учили: первые пять-десять идей отбрасывай без сожаления. Это те, что придут в голову каждому, - говорит Наталья.

269Ее родители - Елена и Алексей Курманаевские - профессиональные художники-плакатисты. Благодаря им у Наташи никогда не было иллюзий, будто создание плакатов - дело пустяковое.

Идти по родительским стопам Наташа не собиралась уже только по той причине, что плакат в России последних лет - почти не востребован. Даже такой, которому посвятили молодость родители, - в защиту природы, культурных ценностей. Предложение о рекламных театральных комплексах было для нее полной неожиданностью.

Сегодня папа и мама - это первый Наташин худсовет. Но в ходе работы за помощью к ним не обращается. Возможно, в силу особенностей происхождения: раз дочка и внучка художников, должна быть независима вдвойне.

...Но что такое работа художника-дизайнера над театральным рекламным комплексом? Мне сразу представилась такая картина: Наташа сидит за рабочим столом и рисует под музыку Пуччини, Чайковского, Оффенбаха - словом, того, чье произведение собирается ставить театр. Обмануло меня воображение! Работать над программками и афишами Наташа предпочитает в тишине. Репертуар в Ростовском музыкальном - классический, с детства ей знакомый. Но постановки - оригинальные. Так что оформитель афиши и программки и с режиссером о замысле его беседует, и на репетиции заходит, и с эскизами декораций и костюмов знакомится непременно.

270В программке балета «Лебединое озеро» сквозь текст либретто просвечивают кружева. И, знаете, что это за узор? Настоящей балетной пачки. Точнее - фото кружевного края одной из пачек. В ней в самом деле танцуют в «Лебедином озере». Кружево на программке - Наташина идея.

- А прежде, до работы в театре, вы увлекались   театральными программками? - спрашиваю Наташу.

- Я - не очень, но вот мои бабушки...

И дальше - сюжет для небольшого рассказа.

Началось все с того, что Наташе поручили оформить буклет, посвященный настоящему и прошлому Ростовского музыкального. Причем начать буклет следовало с предыстории, с дореволюционных ангажементных спектаклей в донской столице.

За фотографиями исполнителей-гастролеров, театральными афишами и программками тех лет Наталья Курманаевская отправилась в областной краеведческий музей. Она с воодушевлением рассказала маме о своих первых «раскопках», а мама воскликнула: «Папка! У нас же - целая папка таких программок!».

271Мама достала папку со старинными фотографиями артистов и театральными программками, они стали вместе перебирать эти сокровища Наташиных бабушек и вдруг обнаружили программку оперетты Оффенбаха «Званый вечер с итальянцами» (ее привозили в Ростов в 1914 г.). Среди исполнителей - имена      Юлии Спешневой и Натальи Алексеевой. Эти актрисы были родными сестрами. Они доводились двоюродными бабушками Наташиному папе. Сегодняшние поколения Курманаевских и не знали об этих  гастролях.

Наталья Алексеева была драматической актрисой. После революции жизнь забросила ее во Францию и связала с театром «Комеди Франсез». Оперная певица Юлия Спешнева дожила в России до Великой Отечественной войны и умерла в эвакуации. Имя ее сына сегодня можно найти в «Кинословаре» (он писал сценарии ко многим популярным в 50-60-е годы фильмам, поставил картину «Москва - Генуя»), а внучка Юлии Алексеевны - Алина стала мастером отечественной мультипликации, много лет работала в театре кукол у Сергея Образцова.

Та программка и фото Юлии Алексеевны с ее просьбой «Не забывайте взбалмошную Спешневу» заняли свое место на страницах буклета. Так сама судьба переплела события театральной и музыкальной жизни Ростова с историей Наташиной семьи.

...А что до рекламных театральных комплексов, которые оформляет Наталья Курманаевская... Обычно программки и пригласительные билеты готовы уже недели за две до премьеры. И такая же мука - ждать целых две недели спектакль, чтобы убедиться, что рекламный комплекс и на этот раз зрителя не обманет, потому что настроение и атмосфера постановки уловлены точно.

P.S. В этом году в числе девяти представителей творческой интеллигенции Дона Наталья Курманаевская стала губернаторским стипендиатом.

23 января 2004г., НВ.
.