О чём молчат колокола
— В нашей семье всё не как у людей, — улыбается Елена КУРМАНАЕВСКАЯ. — Вот, например, мама ещё в застойные времена собрала деньги, чтобы папе пальто купить. Папа их взял и пришёл домой с огромным пакетом. Развернули, а в нём два церковных колокола. Оказалось, что по пути он заглянул в комиссионку и накопленную сумму потратил на колокола. Мама ругалась недолго. Она понимала душу художника, поскольку и сама была отличным живописцем.
«Посмертная выставка Алексея Курманаевского»
Вот уже сто лет династия Курманаевских славится своими произведениями. Живописцы, графики, дизайнеры, плакатисты… В их роду смешались, казалось бы, представители всех направлений изобразительного искусства. И нынешние главы семейства (Елена и Алексей) пишут картины с юных лет. Они познакомились в Москве в 1970 году, когда учились в художественном институте им. Сурикова.
— В те годы произошёл курьёзный случай, — вспоминает Елена Михайловна. — В одной из московских галерей проходила выставка наших студенческих работ. И мы позвонили приятелю: мол, если хочешь, сходи. Он долго не мог выбрать время. А когда, наконец, пришёл, увидел большую афишу: «Посмертная выставка Алексея Курманаевского». Приятель стал лихорадочно вспоминать, когда он в последний раз видел Лёшу. Но смотрительница пояснила, что Алексей Курманаевский — это французский импрессионист, который эмигрировал из России в 1917 году. И лишь недавно вернулся в Москву умирать.
Оказалось, что выставка французского импрессиониста была через пару недель после нашей. Так судьба объединила в одном выставочном зале полотна разных поколений одной династии.
Полотно за 25 тысяч долларов
Позже Алексей Михайлович решил заняться своей родословной. И, помимо импрессиониста, нашёл в роду и знаменитого борца за освобождение России от крепостного права, соратника Петрашевского — Николая Спешнева. Это его прадедушка по материнской линии.
Предки же Елены Михайловны — донские дворяне.
— В первые годы революции их арестовали, — говорит художница. — В доме устроили погром. В итоге пострадали семейный архив и дедушкина библиотека по истории искусств.
А потом судьба ещё не раз затевала с художником жестокие игры, словно проверяя его на прочность. В 1991 году в дом Курманаевских пришёл покупатель. «Мы создаём в Ростове картинную галерею, и ваши полотна станут основой коллекции», — начал «меценат» с порога. Времена были тяжёлые, и отец Елены Михайловны поспешил продать 60 своих лучших произведений. А через несколько дней произошёл банковский кризис — деньги пропали. Но самое обидное, что галерея так и не была создана. Вместо этого на полотнах художника хорошо нагрели руки дельцы (картины были проданы в США). А одна из них ушла с аукциона за 25 тысяч долларов.
Звонница вдохновения
Династию Курманаевских продолжает дочь Наталья, дизайнер (её буклеты, программки, афиши хорошо знакомы зрителям Музыкального театра). Она и картины пишет.
…В мастерской художников аккуратная деревянная звонница, похожая на те, что ставились при церквах в старину. Сегодня там уже несколько десятков колоколов. Долгое и сосредоточенное их молчание будит воображение, а в этой мастерской воображение на особом счету. Оно преобразует будничное, делает его предметом творчества, целью и результатом искусства.
АиФ на Дону, выпуск 45 (653) от 8 ноября 2006 г.
|