Романтический урбанизм
Донская государственная публичная библиотека — одно из немногих мест в городе, которое без иронии можно назвать питомником культуры на фоне «разгула бездуховности» эпохи новобуржуазной рекламы и дизайнерства, подменившей чистое и бескорыстное искусство. Сюда можно совершенно бесплатно приходить на выставки ростовских художников. До 15 декабря продлится выставка молодой ростовской художницы Оксаны Бегмы «Романтический урбанизм».
Почти на всех её картинах этой выставки — родной город Ростов-на-Дону. Тем, кто не ростовчанин, после картин Оксаны может показаться, что Ростов по красоте сравним разве что с Парижем. Старожилу же видно, что родина явно идеализирована. Но на то оно и искусство живописи, чтобы не «фотографировать» подчас серую и грязную действительность. На картинах Оксаны Бегмы наш город золотой и под небом голубым. Только что не хватает гуляющих животных неведомой красы. Зато в реальной жизни зверья на улицах хватает. Но мы уже привыкли к тому, что современные художники не очень жалуют реальность. Реальность же не продашь за хорошие деньги, на стенку в богатом доме не повесишь, критиков ею не порадуешь. А красивые улицы и дома на холсте — это как валюта, всегда востребованы. Смотря на набережную, Парамоновские склады, красивые крыши, «снятые» с высоты полёта души, видишь прекрасную сказку об идеальном городе. Веришь, что набережная — райское место, да и Дон ничем не хуже Сены, а то и лучше, поскольку у нас рыба и раки, а у французов чистая, но мёртвая вода. На нашем пляже ещё кто-то купается по недоразумению, а в Сене на пляже можно только загорать. В Сену нырнёшь, а потом штраф в тысячу евро отстегнёшь полицейским чиновникам. А на тысячу евро можно омарами обожраться. Правда в том, что в Парамоновских складах мусорник и бомжатник. В Париже такой экзотики не сыскать, и даже клошары пахнут французским парфюмом. По сказочной улице Пушкинской гуляют нарисованные дети и взрослые. Зима в переулке Островского дышит морозным великолепием. Дом всё того же Парамонова, в котором нынче расположена библиотека университета, тоже выглядит сказочным замком. Нарисованная Соборная площадь смотрится цветущим туристическим центром, прямо-таки лондонская Трафальгарская. Будто и нет тут никаких инвалидов и доблестных милиционеров, проверяющих документы у перепуганных лиц кавказской национальности. Хорош на картине парк имени пролетарского писателя Максима Горького, по счастливой случайности ещё не переименованный в Купеческий сквер. По Соборному спуску идут счастливые три барышни, не дошедшие ещё до того места, которое в народе называют «смерть ногам и каблукам».
От картин Оксаны веет теплом. Хочется сбежать в нарисованный мир и жить там. Молиться в прекрасных церквях, бродить по улицам, заросшим сказочными деревьями, заходить в таинственные дворики, где на тебя не нападут душегубы, цепные собаки или остервеневшие пенсионерки с криком: «Чего надо? Нет сортира во дворе!» Хочется стать птицей или душой, чтобы парить над красивыми крышами своей фантастической родины, не путаясь в сетях электропроводов и злобных взглядах. Эйфория жёлтого цвета, спокойствия и уюта пронизывает взирающего на сказочные холсты.
Не пожалейте времени, зайдите на выставку «Романтический урбанизм», и вы хотя бы на время забудете о серых красках «не масляной реальности» в стиле критического урбанизма.
8 декабря 2004г., РО
|