rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

МИТРОФАН ГРЕКОВ, ХУДОЖНИК-БАТАЛИСТ

326Улица Грекова расположена в Первомайском районе между улицами Руставели и Чкалова. Названа в память об уроженце Дона, выдающемся художнике Митрофане Борисовиче Грекове, основоположнике советской батальной живописи и панорамного искусства. Недавно исполнилось 120 лет со дня его рождения.

«Волы. С весенней академической выставки»... Репродукция дипломной картины М. Грекова появилась в популярнейшем журнале «Нива» весной 1912 года, когда он вольноопределяющимся отбывал воинскую повинность в донском казачьем полку...

Устроители выставки «чуточку» изменили название картины, у художника было - «Волы в плугу». Донская степь, пашня жили в ней всеми своими чудесными красками. И, конечно, тема работы казака с далекого хутора выпадала из четко задуманного круга академических тем - «Напутствие схимника», «Похороны мученицы времен Нерона», «Саломея». Авторам этих дипломных работ были присуждены медали, премиальные поездки в Италию. А Митрофан Греков, лучший ученик репинской, а затем и батальной - уф. Рубо - мастерских, ранее бравший премии на всех ученических конкурсах, ничего не получил. И отправился в казармы...

Незадолго перед этим случайно на Невском он встретился со своим бывшим соучеником по Одесскому художественному училищу Давидом Бурлюком, который, обнимая «друга юности», чуть ли не кричал:

- Слышал, подвели тебя твои «Волы»! Ну, не унывай. Брось его, этот твой реализм! Переходи ко мне!  В кубофутуризм переходи. Шумный успех я тебе гарантирую!

Греков при давнем, уже таком далеком, знакомстве буквально преклонялся перед Давидом. Самоуверенностью, умением судить обо всем и обо всех он подавлял окружающих и, конечно же, увлек парня с далекого донского хутора. Но прошли годы. И теперь, будучи у Бурлюка в гостях, увидев его произведения, Греков твердо сказал:

- Ты попросту не хочешь всерьез работать.  Наши тропки не сойдутся. Я буду художником-реалистом. Только реалистическое искусство действительно близко к настоящей, реальной трудовой жизни народа.

Это убеждение окрепло у него во время мировой войны, когда Греков три года отслужил нижним чином в 19-й казачьей сотне. Тяжелая болезнь привела его в госпиталь. И вернулся Митрофан Борисович на Дон в разгар Гражданской войны.

Осмысление происходившего в стране дало новый толчок его творчеству. Человек на войне, стремление трудового люда к новой жизни получили яркое воплощение в его новых картинах.

Жил М.Б. Греков в Новочеркасске, но в Ростове бывал часто - и по творческим, и по хозяйственным делам.

То были годы, трудные во всем. Писать было нечем и не на чем - ни холста, ни красок, но Греков не прекращал работы - в тетрадях накапливал многие десятки эскизов. Первые картины того времени - «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского»,   «Зимний   поход», «В отряд к Буденному» написаны художником на фанерках, размеры их невелики. Но одна из этих работ участвовала в 1923 году в четвертой выставке ассоциации художников революционной России (АХРР) и была приобретена  Центральным  музеем Красной Армии.

Только в начале 1924 года стало полегче. Вот как вспоминает это время племянница художника Т.Т. Грекова: «Возбужденный, счастливый вернулся Митрофан Борисович из Ростова. Привез и тяжелый рулон холста, и банки с белилами, и бутыли с разбавителями. А кистей сколько отпустили!..

Долго в тот вечер не ложился спать Митрофан Борисович. Разместил свое богатство в шкафу, а потом раскручивал шляпки то одного тюбика, то другого, бережно ронял на палитру маленькие разноцветные червячки красок, пробовал их «на кисть», с наслаждением вдыхая терпкий, милый ему запах.

- Хорошие! Вот это уж хорошие, - приговаривал он...»

Теперь можно было работать по-настоящему, с размахом.

Одно за другим стали появляться его полотна. И среди них особое место занимают картины, рассказывающие о сражениях за Ростов, бывший в те годы очагом южной контрреволюции. Вот только наиболее значительные из них

- «Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Взятие Новочеркасска», «Тяжелые бои под Батайском», «Бои у села Большие Салы», диорама «Взятие Ростова».

Большой цикл картин был посвящен Первой Конной армии - наиболее известны из них «Трубачи» и «Тачанка»...

Обращаясь к своим ученикам, Митрофан Борисович говорил:

- Работайте ежедневно. Учитесь. Помните: овладение рисунком дается большим трудом, а в зрелом возрасте почти недоступно.

Это уже прямой завет учащимся Ростовского художественного училища, носящего его имя.

Уникальные полотна выдающегося живописца составили художественную летопись Гражданской войны на Дону, они находятся в Третьяковской галерее, во многих музеях Москвы, Ростова, Новочеркасска.

15 октября 2002г., ВР.
.