МИТРОФАН ГРЕКОВ, ХУДОЖНИК-БАТАЛИСТ
Улица Грекова расположена в Первомайском районе между улицами Руставели и Чкалова. Названа в память об уроженце Дона, выдающемся художнике Митрофане Борисовиче Грекове, основоположнике советской батальной живописи и панорамного искусства. Недавно исполнилось 120 лет со дня его рождения.
«Волы. С весенней академической выставки»... Репродукция дипломной картины М. Грекова появилась в популярнейшем журнале «Нива» весной 1912 года, когда он вольноопределяющимся отбывал воинскую повинность в донском казачьем полку...
Устроители выставки «чуточку» изменили название картины, у художника было - «Волы в плугу». Донская степь, пашня жили в ней всеми своими чудесными красками. И, конечно, тема работы казака с далекого хутора выпадала из четко задуманного круга академических тем - «Напутствие схимника», «Похороны мученицы времен Нерона», «Саломея». Авторам этих дипломных работ были присуждены медали, премиальные поездки в Италию. А Митрофан Греков, лучший ученик репинской, а затем и батальной - уф. Рубо - мастерских, ранее бравший премии на всех ученических конкурсах, ничего не получил. И отправился в казармы...
Незадолго перед этим случайно на Невском он встретился со своим бывшим соучеником по Одесскому художественному училищу Давидом Бурлюком, который, обнимая «друга юности», чуть ли не кричал:
- Слышал, подвели тебя твои «Волы»! Ну, не унывай. Брось его, этот твой реализм! Переходи ко мне! В кубофутуризм переходи. Шумный успех я тебе гарантирую!
Греков при давнем, уже таком далеком, знакомстве буквально преклонялся перед Давидом. Самоуверенностью, умением судить обо всем и обо всех он подавлял окружающих и, конечно же, увлек парня с далекого донского хутора. Но прошли годы. И теперь, будучи у Бурлюка в гостях, увидев его произведения, Греков твердо сказал:
- Ты попросту не хочешь всерьез работать. Наши тропки не сойдутся. Я буду художником-реалистом. Только реалистическое искусство действительно близко к настоящей, реальной трудовой жизни народа.
Это убеждение окрепло у него во время мировой войны, когда Греков три года отслужил нижним чином в 19-й казачьей сотне. Тяжелая болезнь привела его в госпиталь. И вернулся Митрофан Борисович на Дон в разгар Гражданской войны.
Осмысление происходившего в стране дало новый толчок его творчеству. Человек на войне, стремление трудового люда к новой жизни получили яркое воплощение в его новых картинах.
Жил М.Б. Греков в Новочеркасске, но в Ростове бывал часто - и по творческим, и по хозяйственным делам.
То были годы, трудные во всем. Писать было нечем и не на чем - ни холста, ни красок, но Греков не прекращал работы - в тетрадях накапливал многие десятки эскизов. Первые картины того времени - «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Зимний поход», «В отряд к Буденному» написаны художником на фанерках, размеры их невелики. Но одна из этих работ участвовала в 1923 году в четвертой выставке ассоциации художников революционной России (АХРР) и была приобретена Центральным музеем Красной Армии.
Только в начале 1924 года стало полегче. Вот как вспоминает это время племянница художника Т.Т. Грекова: «Возбужденный, счастливый вернулся Митрофан Борисович из Ростова. Привез и тяжелый рулон холста, и банки с белилами, и бутыли с разбавителями. А кистей сколько отпустили!..
Долго в тот вечер не ложился спать Митрофан Борисович. Разместил свое богатство в шкафу, а потом раскручивал шляпки то одного тюбика, то другого, бережно ронял на палитру маленькие разноцветные червячки красок, пробовал их «на кисть», с наслаждением вдыхая терпкий, милый ему запах.
- Хорошие! Вот это уж хорошие, - приговаривал он...»
Теперь можно было работать по-настоящему, с размахом.
Одно за другим стали появляться его полотна. И среди них особое место занимают картины, рассказывающие о сражениях за Ростов, бывший в те годы очагом южной контрреволюции. Вот только наиболее значительные из них
- «Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Взятие Новочеркасска», «Тяжелые бои под Батайском», «Бои у села Большие Салы», диорама «Взятие Ростова».
Большой цикл картин был посвящен Первой Конной армии - наиболее известны из них «Трубачи» и «Тачанка»...
Обращаясь к своим ученикам, Митрофан Борисович говорил:
- Работайте ежедневно. Учитесь. Помните: овладение рисунком дается большим трудом, а в зрелом возрасте почти недоступно.
Это уже прямой завет учащимся Ростовского художественного училища, носящего его имя.
Уникальные полотна выдающегося живописца составили художественную летопись Гражданской войны на Дону, они находятся в Третьяковской галерее, во многих музеях Москвы, Ростова, Новочеркасска.
15 октября 2002г., ВР.
|