Великий ужас изображения
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «История фотографии» из частной коллекции Сергея Анатольевича Пахоменко. Пахоменко — известный меценат-коллекционер, учёный-психолог, психоаналитик, физиономист, ясновидящий, маг, поэт.
Искусству фотографии 170 лет. В коллекции Пахоменко около ста работ первых фотографов России, полсотни работ ростовских фотомастеров.
С тех пор как появилась фотография, история человечества стала более ощутимой и легендарность какого-либо явления теперь осязаема. Мы не видели фотографий Македонского, Петра I и многих великих землян. Мы могли судить о них по рассказам и живописным портретам. Теперь я смотрю на фотографии и вижу семью Чехова, купцов, дворян, крестьян, придворную семью. Вот сидят дочери Николая II — красивые девушки. В коллекции около тридцати тем: «Муза фотографии», «Артисты императорского театра», «Мировые фотографы 19 века», «Разные сословия российской империи», «Первые фотографы-портретисты».
Смотря на эти чёрно-белые, жёлтые, ржавые от времени фото, понимаешь, что это куски реальности, никакого фотошопа, которым сегодня балуется человечество. Здесь же на выставке раритетная техника, древний фотоаппарат с гармошкой, стереоскоп 1895 года. Одни из первых цветных фотографий Гадаева: Кисловодск 19 века, Москва, ещё непоросшая сорняками небоскрёбов, Открытие памятника Лермонтову в Пятигорске. Фотографы снимали красивых женщин и мужчин — героев войны с оружием. Открытие памятника Ермаку в Новочеркасске, пишущий Сталин с трубкой в зубах.
Фотообъектив видит мир несколько иначе, чем человеческий глаз. Мы и слышим себя иначе, что доказала звукозапись. С тех пор как человек понял принцип использования камеры-обскуры для закрепления изображения на светочувствительном поле, минуло много времени. Сегодня уже кажутся смешными те дни, в детстве проведённые под красным светом, когда ты измазывался проявителем и закрепителем — это мучительное верчение ручки фотобачка. Сколько счастья было: себя проявлять и мир на бумаге. Фотография породила кино и телевидение. Мир материализовался до критического состояния. Изображение мира сегодня превосходит сам мир. Листая фотоальбомы, журналы, книги, ты познаёшь его более стремительно. Я, к счастью, не видел настоящих войн, но фотографии рассказали мне об ужасах многих побоищ. Вот листаешь книгу о Первой Мировой войне, видишь: тонут крейсера, как бумажные кораблики, как казаки, стоя на лошадях, упёршись копьями в дно, переплывают реку. Люди сфотографировали атомные взрывы, цунами, землетрясения. Быть может, они снимут и конец света и, надеюсь, что и эти фотоработы потом будет кому посмотреть.
Индейцы боятся фотографироваться. В некоторых азиатских странах фото тоже запрещено. Это взгляд шайтана — считают отсталые народы. Хотя в этой отсталости есть доля истины. Создавая всё тщательнее изображённый мир, мы теряем огромную часть реальности. Любая популярная звезда старается исказить своё изображение, чтобы не показывать свою убогость, мучает фотомастеров и дизайнеров. По фотографии можно наводить порчу, искать преступников. Да что там! Можно и НЛО сфотографировать, и Бога, и чёрта. Приглядитесь, их фото уже давно в модных журналах.
«Ростов официальный», № 4 (739) от 21.01.2009
|