«ФОТОГРАФИКА»
- так называется выставка Валентина Картавенко, открывшаяся на днях в областном музее краеведения. На выставке представлено семьдесят работ художника. А всего их у автора более трехсот. Снимки Картавенко - это взгляд художника на обыденные явления. Попытка заметить необычное в обычном и показать крупным планом. Например, паутинку на стебле. Или лампочку в пушистом инее. Подпись - "Чубайс прошел".
ПО СЛОВАМ самого Картавенко, главные секреты его мастерства - смотреть на мир широко открытыми глазами и показывать этот мир другим. Интересы В. Картавенко не сводятся к художественной фотографии Он также занимается графическим дизайном. Открытие выставки могли увидеть не только все ростовчане, но и жители всего мира, где есть доступ к сети Интернет. Выставка транслировалась в режиме реального времени на wwww.photographica.ru.
18 апреля 2003г., НВ.
ЯСНЫЙ ПЕРЕЦ ФОТОГРАФИКИ
Фотохудожники уже давно конкурируют с живописцами и графиками. Казалось бы, не надо большего ума и таланта, имея хорошую фотокамеру. Нашёл нечто симпатичное или, напротив, отвратительное, эпатажное, нажал кнопку, и шедевр готов. Без цветных картинок не обходится ни один модный журнал или сайт в Интернете. Люди вешают на стены цветные фотографии ценят их не меньше, чем подлинные холсты Ван Гога или Дали. Искусство фотографии в чём-то даже выигрышнее живописи, ибо картинки реальной жизни могут быть более выразительны, чем фантазия художника. Жизнь – самый виртуозный художник. Нужно только умело подглядеть сюжет и «щёлкнуть» на кнопку.
Недавно в Областном музее краеведения прошла выставка фотографики Валентина Картавенко. Никакой эротики, порнографии, некрореализма – словом всего того «клубничного», что так привлекает ротозеев. Работы Валентина Картавенко вневременные. Это как большая поэзия. Его фотографии «звучат» какой-то особой музыкой. Иногда это казачий хор, иногда – техно-хауз. Вот три ромашки с необорванными лепестками и подпись: «Не любит». Заборы и сараи на фоне песочной сопки – все это называется «Пуп земли». По-видимому, это маленькая Родина автора. А как же иначе? Именно она, то есть Родина, и есть пуп земли для каждого из нас, будь то перекошенный сарай или фешенебельный небоскрёб.
Народное выражение «Ясный перец» фотомастер выразил предельно просто – снял яркий красный перец. Вроде как ничего и не имел в виду, но такая картина будет уместна и на стене ресторана и в государственной Думе. «Чубай пришёл» – мёртвая электрическая лампочка, покрытая инеем. Это уже политика. Чубай, видимо, родственник деда Бабая, которым взрослые пугают детей. Пришёл и заморозил «лампочку Ильича». Сфотографирована целая эпоха – от Ленина до Чубайса.
Камера Валентина Картавенко способна оживлять неодушевлённые предметы. Работа «Лысая гора» – будто чей-то затылок с редкой порослью колючих кустарников и шрамом-дорогой. А ведь это всего лишь маленький кусок нашей донской земли.
Дымящие трубы, церковь на фоне неба, в котором самолёты нарисовали крест. Всё это – реальность, полная мистических знаков. Две мёртвые щуки на подносе танцуют танго.
Работы Картавенко как будто обложки музыкальных пластинок, а подписи под ними – названия песен-хитов.
Кто-то снимает обнажённых красоток, ласкающих мощные спортивные автомобили. Кто-то хищных зверей, катастрофы, поп-звёзд и фантастические улицы мегаполисов. А работы Валентина Картавенко просто пахнут природой Дона.
14 мая 2003г., РО.
|