Снимки на холстах
В «Эксперименте» (Выставочном зале в ростовском парке им. М. Горького) – эксперименты: фотоснимки на льняных холстах.
По словам фотографа Валентины Цацулиной, эта идея пришла к ней после чтения отзывов на ее прошлую фотовыставку, которая проходила здесь же год назад.
Та выставка называлась «Красота рядом с нами». На снимках были такие расчудесные природные и городские уголки, что некоторые посетители называли в журнале отзывов фотографии Цацулиной картинами.
«Картина… Холст… А что если?..» - и Валентина Михайловна попробовала напечатать снимки не на фотобумаге, а на льняном холсте, предназначенном для фоторепродукций живописных полотен.
Морока – ужасная, дело – затратное (пара работ – и перезаправляй картридж), но результат того стоит. Снимки становятся выразительнее, красота природы - еще ярче. Ради этой красоты, не всегда замечаемой, Валентина Михайловна и старается.
…Уже на нынешней выставке слышала Цацулина такие советы: раз решила работать с холстом, так почему бы не взяться еще и за кисточку, чтоб для пущего эффекта подкрасить, скажем, розу или сделать натуральнее собачью шерсть?
- Нет, - говорит Валентина Михайловна, - хоть и на холсте, но снимок должен быть снимком, а не книжкой-раскраской.
Компьютерных «пририсовок» она тоже не любит: сумела поймать интересный миг - значит, молодец. А не сумела…
Чтобы поймать этот единственный, неповторимый миг, Цацулина с детства не расстается с фотоаппаратом.
Первый фотоаппарат «Смену» - ей подарил отец. Жили они тогда в станице Бессергеневской, под Новочеркасском. Других фотографов в станице не было, так что девчонка, снимающая свадьбы и прочие широко отмечаемые события, стала заметной личностью.
И потом, где бы Валентина Михайловна ни работала (а работала она и на почте, и на заводе, и в кинотеатре), - фотоаппарат всегда лежал в ее сумке. Сначала – «Смена», потом – «Зоркий», «ФЭД»… «Зенит» долгое время был недосягаемой мечтой, но как пошла на завод, стала больше зарабатывать, приобрела и «Зенит», ничуть не жалея о некупленных на эти деньги модных обновках.
…В ее жизни был период, когда она не снимала из-за нездоровья. Когда же недуг отступил и Валентина Михайловна снова смогла свободно передвигаться, она решила так:
- Бог дал мне способность видеть красоту там, где ее не замечают другие. Он вернул мне возможность путешествовать. Значит, я должна снимать красоту и показывать ее людям.
Она в Новочеркасск специально вечером ездила, чтобы заснять фонтаны с подсветкой, ездила в Вешки, на 100-летие Шолохова, чтобы показать потом этот праздник тем, кто его не увидел. Во время гала-концерта, неожиданно для себя, пробралась в первые ряды (желание сделать снимок «для истории» придало смелости и силы). Фотоаппарат держала на вытянутых руках и - о, чудо! - никто не кричал, что он мешает. Наоборот, зрители, стоявшие за спиной, глядя на монитор, советовали, как повернуть камеру, чтобы кадр был лучше.
В Домбае дочка запретила ей подниматься на высоту, врачи пришли бы в ужас, узнав, куда она забралась. Но с ней, конечно же, был фотоаппарат. Он заставлял подниматься все выше и выше.
На снимках, отпечатанных на холстах, очень хорошо получаются снега на горных вершинах.
17 ноября 2005г., НВ.
|