rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Анатолий СКНАРИН: «Я трудоголик!»

19…Глядя на этого человека, и не скажешь, что в наступившем году ему исполнится 70 лет. Подтянутый и энергичный хозяин творческой мастерской — известный скульптор Анатолий Скнарин. Это именно возле его произведений мы назначаем встречи, пьём свадебное шампанское и просто фотографируемся. «Тачанка», «Ростовчанка», «пушкинские» шары… Перечислять можно очень долго.

— Анатолий Андреевич, как сложилось, что вы стали заниматься искусством?

— К этому обязывала среда. Отец моего друга детства Паши, Александр Михайлович Черных, был крупнейшим художником, преподавал в училище имени Грекова. Его сын тоже был очень талантлив, и когда я видел, чем он занимается, меня это очень увлекало.

— А ваши родители имели отношение к искусству?

— Нет. Отец — инженер, мама — акушер-гинеколог, 40 лет проработала в ЦГБ. Но они, безусловно, поощряли моё увлечение скульптурой. Я сначала пошёл в художественное училище, но, не закончив его, поступил в институт имени Сурикова.

— Какие места в городе во времена вашей юности считались культовыми?

— Для меня это художественное училище и, конечно же, улица Энгельса, левая сторона которой, если идти в сторону вокзала , называлась Пижон-стрит, а правая — Агапкин-штрассе, потому что там в основном гуляли приезжие из области.

20— Вы автор огромного количества работ, какая из них далась с наибольшим трудом?

— Каждая работа требует абсолютной самоотдачи, везде есть свои особенности. Допустим, мне довелось воссоздавать скульптуры на здании мэрии, и это было весьма непросто, ведь было крайне важно, чтобы они вписались в органику фасада этого здания, которое лично я считаю одним из самых красивых на юге России.

— У подножия памятнику Ростовчанке есть своего рода дополнение — стихи Льва Ошанина, которые я помню с детства: «Дождики ту землю поливают уж давно не первую весну, девушки красивые бывают не в одном Ростове-на-Дону. Но играть не стану я в молчанку — безо всякой лишней суеты я признаю честно: ростовчанки — люди всесоюзной красоты». Эти стихи были специально написаны для вашей работы?

— Нет, и к тому же были и другие варианты. В результате остановились на этом. Я даже хотел немного похулиганить и переплюнуть его, написав не «всесоюзной», а «всемирной». В общем, старался более глобально подойти к этому вопросу, — смеётся Скнарин.

Особая тема в творчестве Скнарина — Пушкин. Всем хорошо знакомы «пушкинские» шары, иллюстрирующие фрагменты из произведений великого поэта. Когда-то внутри шаров были барабаны с хрустальными стёклышками и ртутные лампы; замысел состоял в том, чтобы днём фигуры воспринимались рельефно, а ночью — как чёрные силуэты на белом фоне.

— Но всё разграбили, — говорит Анатолий Андреевич. — Давно нет никаких барабанов, ламп, уничтожены многие фрагменты. Сплошное варварство… Я об этом предупреждал, просил повесить там камеру слежения. Да, сейчас повесили, но уже поздно. Правда, есть подписанное мэром постановление, согласно которому будет установлен третий шар. И все они снова будут светиться.

— Вам не кажется, что сейчас на улицах нашего города наблюдается некий переизбыток скульптур?

— Я не согласен с тем, что парковые скульптуры выносятся на улицы главного значения. Да, они должны украшать, воспитывать, привлекать интерес, но их совершенно ни к чему устанавливать в центре города! Это неправильно, и это невысокий вкус.

— Анатолий Андреевич, что первично для современного скульптора — вдохновение или заказ?

— Это как в боксе — если ты выходишь на ринг, то либо получишь по морде, либо победишь. Я профессионал, азартный человек и я трудоголик. Для меня создание скульптуры — это моя работа, а значит, моя душа. Мне больше нечего к этому добавить.

• «Вишнёвый сад» в центре города

В скульптурных рядах улицы Пушкинской грядёт пополнение.

В конце января, накануне приближающегося 150-летия со дня своего рождения, на ныне воздвигаемый постамент «взойдёт» воплощённый в бронзе Антон Чехов. Фигуру намерены установить в северо-восточной части самой красивой улицы города, где её пересекает проспект, названный именем великого писателя.

Опирающийся на невысокие перила и смотрящий в загадочную даль — таким видит образ Чехова автор памятника Анато¬лий Скнарин. Другие крупнейшие работы мастера — известные памятники Стачки и Тачанки — не первое десятилетие являются визитными карточками мегаполиса. Что же касается ул. Пушкинской, то руке скульптора принадлежит и немало других установленных здесь фигур. Однако с некоторыми из скнаринских композиций в прежние годы происходили пренеприятные злоключения.

К таковым относится и некогда похищенный подростками Нахалёнок, которого малолетние преступники рассчитывали продать какому-нибудь зарубежному коллекционеру, и срезанные расхитителями цветного лома с известных шаров на улице Пушкинской фигуры Ленского и Татьяны, и отрубленная рука ездового левобережной Тачанки. Впрочем, за дальнейшую судьбу Чехова Анатолий Скнарин сильно не тревожится, благо, бронзовый Антон Павлович «взойдёт» на внушительный постамент, да и высота самой фигуры составит два с половиной метра. К тому же большие надежды ростовский скульптор возлагает на милицию.

Об установке памятника Чехову в Ростове заговорили несколько лет назад, но никак не могли определиться с его месторасположением. В качестве альтернативного варианта обсуждалась идея установки памятника на улице Станиславского и в переулке Семашко. Здесь расположен известный памятник архитектуры — дом Максимова, в который Антон Павлович неоднократно наведывался. Однако в конце концов идею забраковали, решив, что ныне возведённый в окрестностях, на Цветочном рынке, шестиэтажный самозастрой безнадёжно испортил архитектурный облик участка.

Поэтому месторасположение памятника перенесли на названный в честь писателя проспект. К тому же совсем рядом расположен филологический факультет Южного федерального университета — словом, география для скульптуры весьма удачна. Но здесь воплощению идеи препятствовало работающее через дорогу летнее кафе-пивная. В конце концов расположенный по соседству объект демонтировали, и теперь по наступлении тёплых месяцев планируется разбить сквер, имитирующий знаменитый «Вишнёвый сад» Антона Павловича, как дополнение к памятнику.

Кстати, по оценкам филологов, сложно сказать, как отнёсся бы сам Антон Павлович к подобной акции. Герои его произведений отзывались о пиве весьма пренебрежительно, но это были отнюдь не авторские слова. Например, в одной из миниатюр злоупотребивший пивом студент оказывается отвергнутым юной гимназисткой. Впрочем, различных сезонных пивных на улице Пушкинской предостаточно, а «Вишнёвый сад» будет смотреться эксклюзивно и оригинально.

— Думаю, со временем в «Вишнёвом саду» вечерами будут сидеть современные студенты и пить пиво, — комментирует дальнейшее развитие событий Анатолий Скнарин. — Помимо «Вишнёвого сада» здесь будет воплощена ещё одна интересная «изюминка», предложенная архитектором памятника Юрием Яковлевичем Двор¬никовым, с которым я работаю в соавторстве. Жизнь Чехова теснейшим образом была связана с театром. И в ходе отделочных работ на пьедестал памятника установят декоративные светильники, схожие с осветительным оборудованием МХАТа.

№ 4 (791) от 20 января 2010 года РО
.