Анатолий СКНАРИН: «Я трудоголик!»
…Глядя на этого человека, и не скажешь, что в наступившем году ему исполнится 70 лет. Подтянутый и энергичный хозяин творческой мастерской — известный скульптор Анатолий Скнарин. Это именно возле его произведений мы назначаем встречи, пьём свадебное шампанское и просто фотографируемся. «Тачанка», «Ростовчанка», «пушкинские» шары… Перечислять можно очень долго.
— Анатолий Андреевич, как сложилось, что вы стали заниматься искусством?
— К этому обязывала среда. Отец моего друга детства Паши, Александр Михайлович Черных, был крупнейшим художником, преподавал в училище имени Грекова. Его сын тоже был очень талантлив, и когда я видел, чем он занимается, меня это очень увлекало.
— А ваши родители имели отношение к искусству?
— Нет. Отец — инженер, мама — акушер-гинеколог, 40 лет проработала в ЦГБ. Но они, безусловно, поощряли моё увлечение скульптурой. Я сначала пошёл в художественное училище, но, не закончив его, поступил в институт имени Сурикова.
— Какие места в городе во времена вашей юности считались культовыми?
— Для меня это художественное училище и, конечно же, улица Энгельса, левая сторона которой, если идти в сторону вокзала , называлась Пижон-стрит, а правая — Агапкин-штрассе, потому что там в основном гуляли приезжие из области.
— Вы автор огромного количества работ, какая из них далась с наибольшим трудом?
— Каждая работа требует абсолютной самоотдачи, везде есть свои особенности. Допустим, мне довелось воссоздавать скульптуры на здании мэрии, и это было весьма непросто, ведь было крайне важно, чтобы они вписались в органику фасада этого здания, которое лично я считаю одним из самых красивых на юге России.
— У подножия памятнику Ростовчанке есть своего рода дополнение — стихи Льва Ошанина, которые я помню с детства: «Дождики ту землю поливают уж давно не первую весну, девушки красивые бывают не в одном Ростове-на-Дону. Но играть не стану я в молчанку — безо всякой лишней суеты я признаю честно: ростовчанки — люди всесоюзной красоты». Эти стихи были специально написаны для вашей работы?
— Нет, и к тому же были и другие варианты. В результате остановились на этом. Я даже хотел немного похулиганить и переплюнуть его, написав не «всесоюзной», а «всемирной». В общем, старался более глобально подойти к этому вопросу, — смеётся Скнарин.
Особая тема в творчестве Скнарина — Пушкин. Всем хорошо знакомы «пушкинские» шары, иллюстрирующие фрагменты из произведений великого поэта. Когда-то внутри шаров были барабаны с хрустальными стёклышками и ртутные лампы; замысел состоял в том, чтобы днём фигуры воспринимались рельефно, а ночью — как чёрные силуэты на белом фоне.
— Но всё разграбили, — говорит Анатолий Андреевич. — Давно нет никаких барабанов, ламп, уничтожены многие фрагменты. Сплошное варварство… Я об этом предупреждал, просил повесить там камеру слежения. Да, сейчас повесили, но уже поздно. Правда, есть подписанное мэром постановление, согласно которому будет установлен третий шар. И все они снова будут светиться.
— Вам не кажется, что сейчас на улицах нашего города наблюдается некий переизбыток скульптур?
— Я не согласен с тем, что парковые скульптуры выносятся на улицы главного значения. Да, они должны украшать, воспитывать, привлекать интерес, но их совершенно ни к чему устанавливать в центре города! Это неправильно, и это невысокий вкус.
— Анатолий Андреевич, что первично для современного скульптора — вдохновение или заказ?
— Это как в боксе — если ты выходишь на ринг, то либо получишь по морде, либо победишь. Я профессионал, азартный человек и я трудоголик. Для меня создание скульптуры — это моя работа, а значит, моя душа. Мне больше нечего к этому добавить.
• «Вишнёвый сад» в центре города
В скульптурных рядах улицы Пушкинской грядёт пополнение.
В конце января, накануне приближающегося 150-летия со дня своего рождения, на ныне воздвигаемый постамент «взойдёт» воплощённый в бронзе Антон Чехов. Фигуру намерены установить в северо-восточной части самой красивой улицы города, где её пересекает проспект, названный именем великого писателя.
Опирающийся на невысокие перила и смотрящий в загадочную даль — таким видит образ Чехова автор памятника Анато¬лий Скнарин. Другие крупнейшие работы мастера — известные памятники Стачки и Тачанки — не первое десятилетие являются визитными карточками мегаполиса. Что же касается ул. Пушкинской, то руке скульптора принадлежит и немало других установленных здесь фигур. Однако с некоторыми из скнаринских композиций в прежние годы происходили пренеприятные злоключения.
К таковым относится и некогда похищенный подростками Нахалёнок, которого малолетние преступники рассчитывали продать какому-нибудь зарубежному коллекционеру, и срезанные расхитителями цветного лома с известных шаров на улице Пушкинской фигуры Ленского и Татьяны, и отрубленная рука ездового левобережной Тачанки. Впрочем, за дальнейшую судьбу Чехова Анатолий Скнарин сильно не тревожится, благо, бронзовый Антон Павлович «взойдёт» на внушительный постамент, да и высота самой фигуры составит два с половиной метра. К тому же большие надежды ростовский скульптор возлагает на милицию.
Об установке памятника Чехову в Ростове заговорили несколько лет назад, но никак не могли определиться с его месторасположением. В качестве альтернативного варианта обсуждалась идея установки памятника на улице Станиславского и в переулке Семашко. Здесь расположен известный памятник архитектуры — дом Максимова, в который Антон Павлович неоднократно наведывался. Однако в конце концов идею забраковали, решив, что ныне возведённый в окрестностях, на Цветочном рынке, шестиэтажный самозастрой безнадёжно испортил архитектурный облик участка.
Поэтому месторасположение памятника перенесли на названный в честь писателя проспект. К тому же совсем рядом расположен филологический факультет Южного федерального университета — словом, география для скульптуры весьма удачна. Но здесь воплощению идеи препятствовало работающее через дорогу летнее кафе-пивная. В конце концов расположенный по соседству объект демонтировали, и теперь по наступлении тёплых месяцев планируется разбить сквер, имитирующий знаменитый «Вишнёвый сад» Антона Павловича, как дополнение к памятнику.
Кстати, по оценкам филологов, сложно сказать, как отнёсся бы сам Антон Павлович к подобной акции. Герои его произведений отзывались о пиве весьма пренебрежительно, но это были отнюдь не авторские слова. Например, в одной из миниатюр злоупотребивший пивом студент оказывается отвергнутым юной гимназисткой. Впрочем, различных сезонных пивных на улице Пушкинской предостаточно, а «Вишнёвый сад» будет смотреться эксклюзивно и оригинально.
— Думаю, со временем в «Вишнёвом саду» вечерами будут сидеть современные студенты и пить пиво, — комментирует дальнейшее развитие событий Анатолий Скнарин. — Помимо «Вишнёвого сада» здесь будет воплощена ещё одна интересная «изюминка», предложенная архитектором памятника Юрием Яковлевичем Двор¬никовым, с которым я работаю в соавторстве. Жизнь Чехова теснейшим образом была связана с театром. И в ходе отделочных работ на пьедестал памятника установят декоративные светильники, схожие с осветительным оборудованием МХАТа.
№ 4 (791) от 20 января 2010 года РО
|