КЛАДБИЩЕНСКИХ ДЕЛ МАСТЕР
В двадцать пять лет процветающий дантист Кондаков бросил практику и, почувствовав тягу к творчеству, перешёл работать в художественный фонд. Вскоре после этого, в начале шестидесятых годов прошлого века, интеллигенция Советского Союза подняла вопрос о том, что страна не помнит своих героев. И начался настоящий бум – памятники революционерам, воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, советским писателям и партийным деятелям, знаменитым конюхам и дояркам в срочном порядке стали возводить в каждом городе и селе. Правда, чаще всего заказывалась массовка самого низкого пошиба, но, тем не менее, профессия скульптора стала одной из самых престижных и высокооплачиваемых.
Так продолжалось до перестройки. Сегодня часть работ того времени уже снята: некоторые, созданные из некачественного материала, разрушились, другие убрали по политическим соображениям. Сняли композицию Бориса Кондакова, посвященную рабочим, погибшим на перроне от пуль царских жандармов в июле 1905 года. Обоснование – неэтичность того, что памятник находится рядом с помещением современной милиции.
Больше двадцати лет назад Кондаков перешёл в Общество охраны памятников, по заказу которого создавал памятники и мемориальные доски, украсившие знаменитые ростовские дома. Некоторые свои работы, вывезенные в другие города и собранные там же, скульптор даже не видел. Однажды, когда он работал и обучался в Москве, посетил Новодевичье кладбище, где неожиданно обнаружил два памятника своей работы. Оба он делал на могилы известных министров.
Некоторые люди сами заказывали себе могильные памятники. Когда заказчик смертельно болен и смирился с тем, что уйти из этого мира все равно придётся, то ничего удивительного в этом нет. Но был один мужчина, красивый и молодой, вполне цветущего вида, – ему ещё не исполнилось и сорока лет. Он заказал себе памятник, оплатил его валютой, а вот забирала готовую работу уже мать клиента. Выяснилось, что мужчина расстался с любимой женщиной и решил покончить жизнь самоубийством. Привел свои дела в порядок, оплатил памятник, написал матери записку и повесился.
Даже надписью на надгробной плите мастер старается передать характер человека. Если это суровый воин, то буквы резкие, чеканные, если человек интеллектуального труда – шрифт мастер выбирает академический, для женщин или артистической натуры – изысканную пропись. Сейчас частных заказов стало меньше, обнищал народ, а дорогие памятники заказывают только бандиты.
Обычно все творцы заранее готовят собственный надгробный памятник. Скульптор Кондаков свой пока не сделал, а вот родственникам и близким пришлось. На могиле любимой женщины – бывшей жены Зинаиды Кондаков возвёл памятник, где изобразил скорбящую фигуру… самого себя. В центре композиции – фигура мастера, стоящего на коленях, одна рука закрывает глаза, другая – сжата в кулак.
Сперва тяжело было работать над кладбищенскими памятниками совсем маленьким детям, потом скульптор привык – много их прошло через его руки за сорок лет. Сейчас Борис Николаевич создает памятники юной девушке, погибшей в автомобильной катастрофе и 20-летнему парню, умершему от болезни. «Смерть так же естественна, как и рождение», – считает мастер. Вместо вазы его полку украшает человеческий череп, выменянный у кладбищенского сторожа на бутылку водки. «Моменто море, – объясняет скульптор, – профессия настраивает на философский лад».
Фото из домашнего архива. Борис Кондаков возле памятника с собственным изображением.
30 апреля 2003г., РО.
|