rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КЛАДБИЩЕНСКИХ ДЕЛ МАСТЕР

29В двадцать пять лет процветающий дантист Кондаков бросил практику и, почувствовав тягу к творчеству, перешёл работать в художественный фонд. Вскоре после этого, в начале шестидесятых годов прошлого века, интеллигенция Советского Союза подняла вопрос о том, что страна не помнит своих героев. И начался настоящий бум – памятники революционерам, воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, советским писателям и партийным деятелям, знаменитым конюхам и дояркам в срочном порядке стали возводить в каждом городе и селе. Правда, чаще всего заказывалась массовка самого низкого пошиба, но, тем не менее, профессия скульптора стала одной из самых престижных и высокооплачиваемых.

Так продолжалось до перестройки. Сегодня часть работ того времени уже снята: некоторые, созданные из некачественного материала, разрушились, другие убрали по политическим соображениям. Сняли композицию Бориса Кондакова, посвященную рабочим, погибшим на перроне от пуль царских жандармов в июле 1905 года. Обоснование – неэтичность того, что памятник находится  рядом с помещением современной милиции.

Больше двадцати лет назад Кондаков перешёл в Общество охраны памятников, по заказу которого создавал памятники и мемориальные доски, украсившие знаменитые ростовские дома. Некоторые свои работы, вывезенные в другие города и собранные там же, скульптор даже не видел. Однажды, когда он работал и обучался в Москве, посетил Новодевичье кладбище, где неожиданно обнаружил два памятника своей работы. Оба он делал на могилы известных министров.

Некоторые люди сами заказывали себе могильные памятники. Когда заказчик смертельно болен и смирился с тем, что  уйти из этого мира все равно придётся, то ничего удивительного в этом нет. Но был один мужчина, красивый и молодой, вполне цветущего вида, – ему ещё не исполнилось и сорока лет. Он заказал себе памятник, оплатил его валютой, а вот забирала готовую работу уже мать клиента. Выяснилось, что мужчина расстался с любимой женщиной и решил покончить жизнь самоубийством. Привел свои дела в порядок, оплатил памятник, написал матери записку и повесился. 

Даже надписью на надгробной плите мастер старается передать характер человека. Если это суровый воин, то буквы резкие, чеканные, если человек интеллектуального труда – шрифт мастер выбирает академический, для женщин или артистической натуры – изысканную пропись. Сейчас частных заказов стало меньше, обнищал народ, а дорогие памятники заказывают только бандиты.

Обычно все творцы заранее готовят собственный надгробный памятник. Скульптор Кондаков свой пока не сделал, а вот родственникам и близким пришлось. На могиле любимой женщины –  бывшей жены Зинаиды Кондаков возвёл памятник, где изобразил скорбящую фигуру… самого себя. В центре композиции – фигура мастера, стоящего на коленях, одна рука закрывает глаза, другая – сжата в кулак.

Сперва тяжело было работать над кладбищенскими памятниками совсем маленьким детям, потом скульптор привык – много их прошло через его руки за сорок лет. Сейчас Борис Николаевич создает памятники юной девушке, погибшей в автомобильной катастрофе и 20-летнему парню, умершему от болезни. «Смерть так же естественна, как и рождение», – считает мастер. Вместо вазы его полку украшает человеческий череп, выменянный у кладбищенского сторожа на бутылку водки. «Моменто море, – объясняет скульптор, – профессия настраивает на философский лад». 

Фото из домашнего архива. Борис Кондаков возле памятника с собственным изображением.
30 апреля 2003г., РО.
.