rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПАМЯТИ ДОНСКОГО  РОДЕНА

19 марта 1967 года, ровно 30 лет назад, в Нью-Йорке (США) от инфаркта скончался донской казак, скульптор и художник Сергей Григорьевич КОРОЛЬКОВ, которого называли "донским Роденом".

Родился Сергей Корольков 1 (14) октября 1905 года на хуторе Павлове станции Константиновской на Дону. Талант художника и скульптора у Сергея проявился с раннего детства и развился в Ростовской художественной школе А. С. Чиненова, куда он был принят в 1928 году сразу на третий курс! Одновременно с учебой он работал в качестве художника в нашей газете, которая называлась тогда "Большевистская   смена".

Успешно завершив учебу в художественной школе Чиненова, Корольков решил продолжить образование в Академии художеств. Когда маститые профессора Академии, в том числе и ученик И.Е. Репина И.И. Бродский, ознакомились с рисунками Сергея, они пришли к выводу, что ему нечему учиться в Академии. "У вас, Корольков, свой сложившийся стиль, - сказал ему Бродский. - Учить вас нам нечему. Пребывание ваше в Академии принесет только вред и лишнюю трату времени".

Огорченный отказом, Корольков некоторое время проработал в мастерской известного художника-баталиста Митрофана Грекова, помогая ему в создании диорамы "Взятие Ростова Красной Армией", а с марта 1933 года перешел на должность "художник-скульптора" в управление строительства Ростовского драмтеатра.

Здесь он выполнил уникальные горельефные работы на главном фасаде здания театра по темам: "Железный поток" и "Гибель Донской Вандеи". В них с огромной художественной силой Корольков показал ужас, трагизм и бессмысленность гражданской войны, в которой не бывает и быть не может, победителей.

К этому же времени относится и скульптурная композиция Королькова, созданная им для главного фасада гостиницы "Ростов": цикл его скульптур и рисунков по истории Дона: "Разинец", "Казаки - ополченцы в 1812 году", "Пугачев", "Кондрат Булавин"...

В голодном 1933 году Корольков, отличавшийся прямотой и резкостью суждений, за критику политики партии и государства по проведению насильственной коллективизации попал в застенки ОГПУ. Однако, несмотря на довольно откровенные антисоветские показания на допросе (документы сохранились в областном управлении ФСБ по Ростовской области), Королькова вскоре выпустили на свободу. Помогло, как считают многие исследователи, заступничество выдающихся архитекторов Щуко и Гельфрейха - проектировщиков здания Ростовского драмтеатра: Сергей был им крайне нужен - для завершения горельефного оформления здания.

В те годы страна зачитывалась шолоховским "Тихим Доном". Корольков решил, что обязательно должен проиллюстрировать великую эпопею, выполнив в 1936 году 96 рисунков: "Григорий и Аксинья", "Семья Мелеховых", "Драка на мельнице", "Вешенское восстание" и др.. Эти рисунки, "уникальные по своей правдивости и знанию донского быта", сам Шолохов считал лучшими из когда-либо сделанных к его знаменитому на весь мир роману.

В эти же годы по заданию издательства Сергей Григорьевич проиллюстрировал ряд произведений Дмитрия Петрова-Бирюка, Александра Серафимовича и Николая Островского. Выполнил он как скульптор и барельефы для советского павильона на Всемирной выставке в Флашинг Мэдоу под Нью-Йорком.

Война резко изменила его жизнь. Оставшись с больной матерью в Ростове, он прожил под оккупацией до начала 1943 года. Некоторые авторы эпохи "радикальной перестройки" утверждали, что во время оккупации Ростова фашистами Корольков выполнил бюст Гитлера, изображение которого было якобы воспроизведено на почтовых марках вермахта. Однако этот псевдофакт категорически отвергает родственник Королькова по материнской линии, хорошо его знавший по нью-йоркской жизни, Владимир Быкадоров, ныне проживающий в США.

Тем не менее после разгрома фашистов под Сталинградом и наступления Советской Армии Корольков с женой Елизаветой Ивановной решил уходить на Запад. После многомесячных мытарств по дорогам войны он попал в лагерь для перемещенных лиц под Зальцбургом (Австрия), прожив здесь несколько лет. В конце 1948 года его разыскал и помог перебраться в США председатель "Донского войскового круга в эмиграции" Николай Евдокимович Корольков, родственник Сергея  Григорьевича.

В США Корольков кропотливо работал над монументальной скульптурой "Ермак Тимофеевич", которая была торжественно установлена 4 сентября 1949 года у входа в "Казачий дом" в городе Ховелл штата Нью-Джерси. Создал в эти годы Корольков и памятник-крест "Казаки-казакам", установленный в местечке Рова Фарма (штат Нью-Джерси), где найдет последнее упокоение и он сам.

В 50-х годах этапной работой скульптора явилось его монументальное художественное полотно "Выдача казаков в Лиенце", посвященное трагедии красновских казаков 1 июня 1945 года.

В пору хрущевской "оттепели" к Королькову поступили предложения вернуться на родину. Первое такое предложение, переданное ему знаменитой Верой Мухиной, осталось без ответа. Во время визита Хрущева в США Михаил Шолохов, бывший в составе советской делегации, передал Сергею Григорьевичу послание друзей его юности Е.В. Вучетича и А.С. Глуховцева с повторным предложением приехать в СССР на постоянное жительство. В ответ - молчание... Ответил Корольков в октябре 1959 года только на послание своего близкого друга, ростовского художника A.M. Черных. Но и этот ответ был отрицательным, ибо, как отмечал в своем письме Сергей Григорьевич: "Ушел я на Запад не за тем, чтобы передумать и возвратиться обратно". Да и здоровье не располагало к переезду и перемене места жительства.

...На похороны Королькова, состоявшиеся на казачьем участке Свято-Владимирского кладбища в местечке Рова Фарма в штате Нью-Джерси, собрались русские и американские художники, писатели, скульпторы, журналисты, почитатели его яркого таланта.

На могиле был поставлен мраморный крест с надписью: "Скульптор Сергей Григорьевич Корольков. Казак ст. Константиновской Всевеликого Войска Донского - 14.X. 1905 -19.111. 1967. Помилуй раба Твоего".

Михаил   АСТАПЕНКО,
член Союза писателей России,  историк
1997г., НВ.
.