rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростовский папа Карло

42Совсем недавно, перебирая архив фотографий, сделанных в разное время на выставках живописи и скульптуры в городе, я с некоторой грустью размышляла о том, что знаю уже всех ростовских художников. «Вот бы найти новый талант», — мечтала и сама себе не верила. Потому что мало быть просто талантливым от природы, надо иметь желание много трудиться над его огранкой, обладать определённым набором знаний и уметь его применять. В общем, непростая это задача — найти в нашем городе человека малоизвестного, но очень дружного с музой творчества. А между тем в Ростове есть такой мастер, и мне посчастливилось его отыскать.

Знакомьтесь — художник и скульптор Алексей ХАРЬКОВ. В этом году ему исполнилось 80 лет, и 50 из них он созидает, причём в нашем городе. Удивительно скромный, он не стал никому напоминать о своём юбилее. Отчётную выставку организовал не в родном городе, а в области («РО» упоминал о нём 24 августа в публикации «Пухляковское лето с Калининым»).

— Алексей Аркадьевич, но как же так? Неужели вас в родном городе никак не поздравили с юбилеем?

— Раньше поздравляли, а в этом году Союз художников даже открытку не прислал, — разводит руками скульптор.

43Он вообще не старается как-то выдвинуться вперёд. Не имеет звания заслуженного художника, не участвует в акциях и празднествах. А между тем на его личном счету полсотни экспозиций, которые работали не только в Ростове, но и в Москве, других городах страны, а также в США, Польше и других странах. Недаром он обладает званием ветерана труда — для того, чтобы его получить, надо много, очень много работать.

Но если вы подумаете, что мастер живёт памятью о былых успехах, то глубоко ошибётесь. Он и сейчас трудится, строит планы, разговаривает с музой. Кстати, как она выглядит, эта легендарная муза, нашёптывающая на ушко подсказки, Харьков не знает.

— Я сажусь, начинаю работать, и только тогда приходит вдохновение. Разговаривать с музой мне некогда, надо только успевать делать то, что пришло на ум, — рассказывает художник. И добавляет:

— Я несозерцательный человек, а более реалистичный. Верю только в человеческие силы и возможности.

А ещё он отличается наблюдательностью. Только очень внимательный человек заметит тонкие, практически неуловимые черты характера, которые находят отражение в лицах, и лишь талантливый мастер способен передать их в своих работах. Ростовский городовой из прошлого столетия и Алла Пугачёва, Антон Чехов и нищий музыкант, новый русский и Александр Солженицын, Михаил Жванецкий и другие персонажи, которых он изобразил в малых скульптурах, — все эти герои нашего времени отличаются потрясающей живостью и образностью. Тот же Жванецкий — это не просто артист разговорного жанра, а яркий представитель всех одесситов. Весь его облик будто говорит зрителю: «Та шо ви думаете, я и портняжить умею, и письмо юридическое вам напишу, и крестиком вышивать меня мама научила!».

Но больше всего меня лично поразила фигура Солженицина. Великого писателя Харьков изобразил не одного. Александр Исаевич держит на плечах своего сына Игната. Поклонники творчества автора «Архипелага ГУЛага» наверняка знают, что Игнат Александрович сегодня — знаменитый пианист, главный дирижёр Камерного оркестра Филадельфии.

44Но Алексей Аркадьевич решил изобразить его совсем мальчишкой. И поэтому, глядя на фигуры отца и сына, приходит на ум связь между отцами и детьми. Вспоминаются произведения автора, потрясшие умы нескольких поколений. На них выросли школьники думающие, тонко чувствующие, болеющие душой за страну. И весь этот масштаб скульптору удалось передать в одной маленькой скульптуре!

— Я люблю работать в малой форме. Многие мои произведения высотой не больше полуметра. Самый излюбленный материал — дерево. Оно тёплое, красивое, податливое, очень доступное. Когда я беру его, тепло моих рук, энергия передаются скульптуре, а затем и зрителю. Вы знаете, мне самому кажется, что это похоже на волшебство, когда из обычного бесформенного чурбана получается, когда начинаешь его резать, вдруг рождается что-то живое. Часто вспоминаю сказочного папу Карло, которому удалось создать Буратино. Есть в этом что-то мистическое. Ведь художник рождает из себя, продолжает жизнь в своих творениях, — рассуждает Харьков.

Ему как отцу своих творений больно, когда с его детищами происходит беда. Болеет душой за варварски изуродованный в 90-х годах памятник «Невернувшимся с войны». В отделе культуры города мастеру сказали, что восстанавливать композицию должна администрация Каменского района, та же никак не может найти средства на дорогостоящую работу по обшивке памятника титановыми листами (именно их содрали неизвестные).

Канула в безвестность скульптура «Футболисты». Когда-то она стояла на стадионе «Динамо», когда же строили бассейн, композицию снесли и разрушили.

Вместе с книжным магазином, что был напротив «ВертолЭкспо» на проспекте Нагибина, пропал рельеф, посвящённый теме космоса.

Но жизнь идёт, и Алексей Аркадьевич строит творческие планы, а затем и воплощает их в жизнь. Так, он задумал продолжить серию миниатюрных скульптур, изображающих известных личностей. Сейчас, к примеру, он трудится над фигурой Василия Агапкина — автора знаменитого марша-гимна «Прощание славянки». На очереди — мадонна с ребёнком. Это будет большая скульптура высотой полтора метра. Скульптор уже подготовил кусок вяза для работы.

СПРАВКА «РОСТОВА ОФИЦИАЛЬНОГО»

Алексей Аркадьевич Харьков родился в Узбекской ССР в городе Самарканде в 1931 году. В 1957-м окончил Вильнюсский государственный художественный институт, класс станковой скульптуры, и переехал в Ростов-на-Дону. С 1963 года — член Союза художников СССР, Союза художников России (ростовского отделения).

Работал при художественном фонде Союза художников. Автор нескольких памятников, посвящённых Великой Отечественной войне, главные из них: «Героям-победителям» и «Невернувшимся с войны». Выиграл конкурс «Подарок городу Дортмунду», после чего в городе-побратиме была установлена скульптурная группа его работы «Жеребята».

Жена Алла Ивановна Харькова — модельер-конструктор одежды. Дочь Елена Алексеевна — также модельер. Сын Аркадий Алексеевич пошёл по стопам отца, став художником.

«Ростов официальный»,  № 36 (875) от 31.08.2011
.