rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Трубки — моё сумасшествие

56Владимир Ершов — единственный на Дону мастер, который лепит курительные трубки из глины. Это творческий человек, испытывающий жажду к жизни. Именно такие люди никогда не останавливаются на достигнутом. Они постоянно мечтают и что-то делают. Благодаря этим чудакам был изобретён велосипед, человек смог летать, и до сих пор совершаются различные открытия. Благодаря им же в жизни нас окружает много прекрасного и интересного. Они не гонятся за модой и деньгами, не боятся прослыть странными, и пытаются реализовать свои мечты. Сейчас Владимир решил побить рекорд, зафиксированный в Книге Гиннесса, и сделать самую длинную трубку в мире. Для справки: сегодня длина самой большой трубки составляет 1,37 метра.

 Первую трубку из глины Владимир слепил весной 1977 года. До этого, когда служил на Северном флоте, вырезал деревянные трубки. «А когда занялся керамикой, — рассказывает мастер, — стало интересно, что ещё можно сделать из глины. Кто-то делает посуду, кто-то шахматы, а я сделал трубку. Хотелось узнать, на что способен материал, и на что способен я.

57Первую свою трубку разбил о стену, потому что получилась плохо. Но каждая последующая была лучше предыдущей. Я стал дарить их друзьям, ими заинтересовались и посторонние люди, трубки стали покупать.

В 1979 году уже состоялась моя первая выставка, на которой были представлены трубки, не подчинявшиеся никаким канонам и правилам. Первую глиняную трубку я увидел в 1980 году. Выменял её на венский стул, наверное, у потомка Бендера. Она и стала прародительницей коллекции. Это была настоящая турецкая глиняная трубка. Несмотря на то что к тому времени я уже сам лепил их из глины, для меня всё было открытием. То, что вообще кто-то раньше делал трубки из глины, то, что глиняная трубка самая древняя в цивилизации, и многое другое.

Не имея информации, я просто лепил их, как хотелось, как лепилось. Иногда делал модели и эскизы. Сейчас леплю только по велению души. Руки сами знают, как это сделать. Только потом я начинаю работать головой — придумываю, как бы это украсить. Могу слепить трубку даже с закрытыми глазами. Руки сами ловят желания глины. Этому нигде не научишься. Мастеров-то лет 200 как нет. Практически нет никакой учебной литературы.

58— Вы помните, как в первый раз выкурили трубку?

— Наверное, это было противно. Курить я начинал с папирос. Первую папиросу «Шахтёр» выкурил, когда мне было 13 лет, и пачку я купил на свои деньги. Тогда работал в археологической экспедиции под Харьковом. А трубку стал курить уже на флоте. Вот представьте, стоит двухпалубный фрегат Волго-Донского пароходства у набережной. Я, матрос, можно сказать, морской волк, стою на палубе, курю… И что, бычки в воду пулять? Несолидно. Вот и купил трубку. Но как-то мне это не очень понравилось.

Лишь не так давно я перестал курить сигареты и папиросы. Курю только трубку. Мне легче стало дышать, да и суеты меньше в жизни стало. Трубку ведь куришь не спеша, размеренно, получая удовольствие. Когда куришь сигареты, считай, что сидишь на игле. Я видел, что происходит с заядлыми курильщиками, которые хотели курить, но сигарет в этот момент у них не было. Я ужаснулся, передо мной был настоящий наркоман. После этого понял, что нужно исключить сигареты из жизни, и теперь курю только трубочный табак.

Дело в том, что сигаретный табак проходит ускоренную ферментацию по более упрощённой схеме. В его составе остаются сахара, которые и вызывают привыкание. Обработка трубочного табака производится при других условиях. Там остаточных сахаров намного меньше, следовательно, и привыкание меньшее. По минимизации вреда организму трубка стоит на втором месте. На первом — кальян. Сигареты и папиросы наносят наибольший вред. Сигаретные магнаты совершают большое преступление против человечества.

— Кто в Ростове курит трубки? Что это за люди?

— На моём буклете написано: «Трубки от Ершова для людей состоявшихся и состоятельных». Так оно и есть, но не наоборот.

— Дорогое ли это удовольствие — курить трубку?

— Трубка — удовольствие на любой вкус и достаток. Можно купить её за 300-350 рублей — это трубка для начинающих. Есть трубки, которые стоят от 1,5 до 17 тысяч рублей. Тем, у кого есть большое желание курить трубку, но нет денег, я могу подарить.

59Дорого стоит хороший табак. Когда у меня не хватает денег на фирменный табак, я смешиваю его с тем, что попроще, подешевле. А когда деньги есть — устраиваю себе праздник табака. Но хороший табак имеет свойство заканчиваться.

Тем не менее можно сказать, что курить трубку стоит практически те же деньги, что и курить хорошие сигареты. Всё дело в том, что трубку курят редко. От неё получаешь настоящее удовольствие, а сигарета не оставляет впечатления. Её выкурил и забыл, через пять минут тянешься за следующей.

— Изготовление трубок — это для вас хобби, работа, дело жизни?

— Хобби у человека, который в рабочее время занимается одним делом, а когда приходит домой, сбрасывает с себя энергетическую оболочку и занимается чем-то для души. В этом деле он даже может достичь больших высот. Но он где-то работает, поэтому любимое дело для него — хобби.

Я до сих пор не сформировал чёткий ответ на вопрос: «Что значат для меня трубки?» Это и увлечение, и работа, и… жизнь. Всё вместе. И забава, и серьёзная работа по возрождению народных ремёсел и традиций.

Сейчас это больше похоже на увлечение, ведь я не зарабатываю этим каждый день. Трубка для меня — предмет творчества. Вдруг я понимаю, что не могу не слепить трубку. Тогда включаю арабскую музыку и начинаю работу.

Наверное, трубки — моё сумасшествие. Разве какой-либо здравомыслящий человек будет делать то, за что редко платят деньги?

— Сколько трубок вы сделали?

— А вы можете посчитать, сколько раз улыбнулись хорошему человеку? Нет? Вот так и я не могу сказать, сколько трубок сделал. Счёт идёт на тысячи.

— А сколько времени уходит на изготовление одной трубки?

— По-разному бывает. Это зависит от того, какую трубку леплю, и от моего настроения. Небольших трубок, недорогих, для людей небогатых или осторожных, я могу сделать в день штук пять. Они маленькие и требуют меньше времени и усилий.

Я даю себе возможность не заниматься потогонным трудом. Мог бы их делать, и делать без остановки. Но, как говорят, не чешешься, пока не чешется. Если бы был спрос, я бы сидел, не разгибаясь, лепил трубки.

Не люблю служить где-то с 9 до 17.00 или с 10 до 18.00. Всю жизнь у меня тяга к тому, чтобы работа была дома. Мне нравилось на флоте. Вот твоя каюта, а вот рубка со штурвалом. Если бы трубки были прибыльным делом, я был бы рад всё время работать дома. Идеальная для меня ситуация, когда дом и работа в «одном флаконе». И сейчас мне так больно думать о том, что скоро по моему дому проедут бульдозеры.

Дело в том, что в этом году будут сносить наш квартал и построят новые здания. Уверен, мне придётся повоевать. Ведь помимо небольших коллекций трубок, ножниц и т.д., у меня есть коллекция керамических кувшинов, которая занимает много места.

Вот уж действительно поверишь, что судьба делает свой путь по спирали и возвращается в ту же точку, только уровнем выше. Моя коллекция кувшинов — это то, что я спас в своё время от уничтожения бульдозерами. Всё собрано по старому Ростову, в сараях, на чердаках, в подвалах заброшенных домов. Был такой случай. Я проходил мимо дома, который уже оставили жильцы. Зашёл в сарай и нашёл там старый глиняный кувшин. Через несколько дней проходил там же, а дом с сараем уже снесли. Вот так я спас кувшин от гибели.

Теперь же, когда все эти вещи собраны в одном месте, так просто сравнять всё это с землёй одним махом. Прихлопнуть историю, как муху мухобойкой.

Я не питаю иллюзий насчёт того, что решат оставить историческую часть квартала, или мне предоставят помещение для моего музея. Придётся воевать, доказывать. Параллельно буду искать место для своих коллекций. Не знаю, может, уйти без боя — это удел сильного человека, а может, и проявление слабости. Просто пока я ещё не свыкся с той мыслью, что моего дома скоро не станет, поэтому настроен решительно.

 16 февраля 2005г., РО.
.