rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Слава и вечная вам память!

50Ровно 20 лет назад перестало биться сердце Виталия Закруткина

«...Люблю мудрый добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык...» Эти слова замечательного писателя земли российской, певца донского края, лауреата Государственных премий Виталия Закруткина могут служить эпиграфом ко всей его жизни.

Да вот только необходимо к ним добавить очень важные странички из биографии военного корреспондента В.А. Закруткина - его фронтовые дороги в Великую Отечественную.

Лето 1941 года. Один из самых популярных преподавателей русской литературы Ростовского пединститута, кандидат наук, автор знаменитого, но увы, и негласно запрещенного романа «Академик Плющов», 33-летний Виталий Александрович Закруткин пришел в военкомат с заявлением - отправить его в действующую армию.

Военком вопросительно смотрит на его бронь-книжицу, а посетитель демонстративно рвет ее на кусочки.

- Понятно! - слышит в ответ молодой ученый. - В 56-ю действующую армию!..

Так начались его военные будни, вначале в газете «Красный кавалерист». Друзья поздравили его с «путевкой» и подарили толстый кожаный переплет с тысячью чистых страниц с напутствием - заполнить их на войне...

Ежедневно он начинял листки своими заметками после очередных боев, записывал имена, фамилии солдат, офицеров, совершавших повседневные подвиги. Ибо не только день, но каждый час на фронте сравним с подвигом, было ли это сражение с врагом, умение быстро вырыть себе окоп или вынести из боя раненого товарища...

А боевые донесения командиров батальонов, полков, задушевные беседы во время коротких передышек после боя с товарищами по оружию (ибо здесь и писатели, и журналисты «к штыку приравняли перо») - все записывалось военным корреспондентом.

Он писал репортажи, очерки, рассказы, антифашистские памфлеты, появилась его первая книжка «Коричневая чума», потом книги «Сила», «На переднем крае», повесть о разведчиках «Человек со шрамом», «Повесть о слободе Крепкой»... Все это публикуется, издается в годы войны. Страницы центральных и армейских газет пестрят его материалами, написанными сердцем. Ведь Виталий Закруткин - сам участник многих сражений.

На войне он был до ее последнего дня, вместе со всеми испытал горечь отступлений и радость побед. А в ходе одного из сражений уже под Берлином он заменил погибшего командира и вместе с солдатами одержал очередную победу над оборонявшимися фашистами.

Маршал Георгий Жуков вручил ему позднее прямо на фронте боевой орден Красного Знамени, коротко заметив, что эту награду он заслужил как боевой офицер, а не просто военный корреспондент.

Да и разве могли бы родиться позднее его замечательные книги и повести - «Матерь человеческая», «Плавучая станица», «Без вести пропавший», «Млечный путь», другие произведения, многие документальные новеллы, наконец, трилогия «Сотворение мира», если бы не довелось писателю пройти фронтовые дороги в шинели воина.

А его «Кавказские записки», в основу которых и легли фронтовые заметки из толстого кожаного блокнота, - это классика военной советской литературы.

«Закончилась война. Я вернулся в город Ростов, откуда ушел на фронт, - вспоминал он впоследствии в своей книге «О неувядаемом». - Вернулся в звании майора, награжденный боевыми орденами, в потертой шинели, с неизменной полевой сумкой, в которой лежали мои фронтовые записки. Больше ничего у меня не было. Жизнь надо было начинать сначала...»

Короткое время Виталий Александрович еще занимался преподавательской деятельностью в пединституте, в Ростовском университете, где на его лекции приходили не только студенты-филологи, но и будущие историки, геологи, математики, физики. Тяга к литературе, к живому слову была в 40-е, 50-е годы удивительно сильной. Писателю-фронтовику-ученому очень верили...

Станица Кочетовская стала с 1947 года его домом, его пристанищем, его любовью. Наша газета не раз рассказывала о том, как много сделал для Кочетовской Виталий Закруткин как депутат Ростовского областного совета депутатов трудящихся: он помог обустроить виноградарский совхоз, с его помощью появились в станице асфальтированные дороги, средняя школа, хлебопекарня, оборудована пристань для теплоходов. Да всего и не перечесть! Много мы писали и о его творчестве.

Мемориальный Дом-музей Виталия Закруткина открыт здесь по его завещанию. В его залах, где прежде жил писатель, хранятся целые сокровища - его книги, личные вещи, та самая легендарная кожаная книга-блокнот с фронтовыми заметками, которая и сегодня будто пахнет порохом...

Здесь покоится могила писателя и его жены Натальи Васильевны. Сюда приходят тысячи людей, чтобы посетить музей, почтить память выдающегося писателя, Человека с большой буквы. И посетителей неизменно почти двадцать лет встречают супруги-подвижники - директор музея Сергей Рябов и его жена - душа коллектива Татьяна Строкова.

До последнего времени сюда приезжали его фронтовые товарищи. Мне запомнился подтянутый генерал в отставке Иван Максимович Ковалев, бывший командир полка четырежды орденоносной Иркутской дивизии, в рядах которой насмерть стоял под Туапсе и фронтовой корреспондент Виталий Закруткин.

О нем писал Виталий Александрович в своих «Кавказских записках».

Генерал привез от сочинцев, среди многих других подарков, и голубую ель из знаменитого Сочинского дендрария, чтобы вечно она зеленела на берегу Тихого Дона, у могилы писателя. Ель разрослась и сегодня украшает музейный дворик.

Где вы сейчас, дорогой Иван Максимович? Живы-здоровы ли? Отзовитесь сами или ваши родные и близкие!

Слава вам, герои Великой Отечественной, и вечная память!

© Еженедельная электронная версия газеты "Молот" 2004 г.
.