rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КАКИМ ЛЮБОВНИКОМ БЫЛ МАСТЕР?

101ЭТОТ ВОПРОС ЗАДАЛ РОСТОВЧАНИН КАЧАЛКИН ВДОВЕ БУЛГАКОВА ЕЛЕНЕ

Как уже сообщал «Вечерний Ростов», в издательстве «Новая книга» изданы главы из документальной повести ростовчанина Михаила Качалкина «Жена от Дьявола». Они посвящены третьей жене великого русского писателя Михаила Булгакова - Елене Сергеевне Шиловской. Той самой, которая стала прототипом Маргариты - героини знаменитого романа.

Поводом к написанию повести послужила личная встреча Михаила Качалкина с Еленой Шиловской...

«...Я увидел темные, как ночь, и бездонные, как космос, глаза. Колдовские глаза. Про такие говорят: затягивают, как омут... Наша беседа была кратка и сдержанна с ее стороны. А меня распирало от вопросов, которые хотелось ей задать. Но тут выскочил вопросик, которого вроде бы и не было у меня за душой. По дурости своей я спросил:

- Мастер был хорошим любовником?..»

Встреча с Еленой Шиловской у Михаила Качалкина вышла, можно сказать, случайно. Он был увлечен творчеством Михаила Булгакова, прочитав его роман «Мастер и Маргарита», впервые изданный в двух номерах журнала «Москва». Приехал в столицу, чтобы встретиться с исследовательницей творчества Булгакова Мариэттой Чудаковой. Та очень холодно отнеслась к восторженному почитателю Мастера из Ростова.

- Чудакова мне не понравилась. Видимо, я ей не понравился тоже, - рассказывает Михаил Стефанович. - Разговор получился в жестких тонах: этого нельзя, это не разрешается... В следующий свой приезд в Москву (а я был включен в качестве переводчика в делегацию ЦК КПСС в Чехословакию, после того как туда были введены советские войска) Чудакову в столице я не застал. Зато через знакомых удалось достать телефончик жены Булгакова Елены Шиловской. Я представился, и в трубке повисла пауза. Наконец Елена Сергеевна сказала: «Сегодня я выступаю, приезжайте вечером в театр...»

Эта встреча и послужила толчком к тому, что Михаил Стефанович стал изучать творчество Булгакова, исходя из его личной жизни.

Недаром эпиграфом к книге приводится народное поверье: «Первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от Дьявола». Шиловская была третьей женой Булгакова, и у нее Михаил Афанасьевич был третьим мужем.

О биографии Елены Сергеевны (урожденной Нюренберг) впору писать авантюрно-любовный роман.

В декабре 1918 года, в возрасте 25 лет, красавица и светская львица Елена Нюренберг сочеталась браком с Сергеем Мамонтовым-Нееловым, сыном знаменитого артиста Мамонтова-Дальского. А он был адъютантом командующего 16-й армией Евгения Александровича Шиловского, кадрового царского офицера, который удачно перешел на сторону большевиков и сделал себе блестящую карьеру в Красной Армии.

В начале 20-х годов Шиловский отбил красавицу-жену у своего адъютанта и женился на ней. Она родила ему двух сыновей.

Шиловский дослужился до начальника штаба Московского военного округа, а затем был назначен начальником кафедры академии Генерального штаба.

Чета Шиловских принадлежала к высшему обществу. Елена считала, что у нее было все... Пока в 1929 году на квартире художника Моисеенко не повстречала Михаила Булгакова.

Михаил Сергеевич был женат дважды. Первая спутница жизни - Татьяна Лаппа. Она помогла ему пережить трудности Гражданской войны, увлечение морфием и рутинную работу в должности земского врача. Ее он бросил ради второй жены - светской красавицы Любови Белозерской.

Балерина, вращавшаяся в богемных кругах, всегда была в центре внимания. Ей читал стихи Есенин. На своего мужа Белозерская посматривала свысока. Когда Булгаков просил ее потише говорить по телефону, так как он работает, Белозерская ему насмешливо отвечала: «Ну и что? Ведь ты же не Достоевский!» Когда Шиловская встретила Булгакова, он переживал черную полосу своей жизни. Его пьесы были запрещены к постановке, сняты со сцены «Дни Турбиных». Его нигде не печатали. У него не было денег. Он находился на грани отчаяния.

Нужен ли был красавице, генеральской жене, какой-то писатель-неудачник? Но все было решено за них. Как писал сам Булгаков - «любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож...»

Елена Шиловская без размышлений оставила ради своего любимого и большую квартиру, и положение генеральской жены, и даже двоих детей.

После бурных объяснений с мужем (он с пистолетом в руке прибегал в квартиру Булгаковых на Большую Пироговскую) Елена развелась с Шиловским 3 октября 1932 года. На следующий день она сочеталась браком с Булгаковым. Он уже приступил к работе над «Мастером и Маргаритой», сделав в романе свою любимую ведьмой.

«Без Булгакова для меня бы не было ни смысла жизни, ни оправдания ее», - скажет Елена Сергеевна о своем романе с Мастером после его смерти.

«Если бы не было Елены Шиловской, не было бы романа «Мастер и Маргарита», - считает Михаил Качалкин. Только ей обязан Булгаков своим творческим полетом.

«Я все сделаю, чтобы о тебе узнал весь мир», - говорила Михаилу Елена. И свое обещание она сдержала. Именно она добилась того, что с 1955 года ранее запрещенные произведения Булгакова начали издаваться в Советском Союзе. Для содействия этому она привлекала даже Твардовского и Фадеева (ходили слухи, что она была любовницей последнего в бытность его на посту первого секретаря Союза писателей СССР).

Встреча Елены и Булгакова была мистической: по логике, они не должны были встретиться вообще.

Муж Шиловской был генерал, отсюда круг их знакомых - одни военные. Она не хотела поначалу ехать на вечеринку знакомых в околобогемных кругах, поскольку мужа вызвали в срочную командировку. Но все-таки Елена пришла. Случайно ли, что села она возле Булгакова? И надо же - у нее на рукаве развязались тесемочки модного платья. Она попросила завязать их Булгакова (почему не другого соседа?).

Они  заглянули   в  глаза  друг друга - и им показалось, что они знакомы всю жизнь...

102В своем документальном исследовании Михаил Качалкин задает вопрос: как же Булгакову удалось разглядеть в соседке по застолью сестру Князя тьмы?

То же самое в ней увидел и некто другой. Вот воспоминания самой Шиловской: «Луна светит страшно ярко, Миша белый в ее свете стоит у крыльца. Взял под руку и ведет меня в какой-то дом у Патриарших прудов... Открывает какой-то старик. Роскошный старик, высокого роста, красивый. Горит камин, на столе - уха, икра, закуски, вино. «Можно поцеловать?» - говорит он. «Можно, целуйте в щечку», - говорю ему. А он: «Ведьма! Ведьма! Приколдовала!..»

Есть необычные женщины, которых в народе называют ведьмами, которым дано то, чего нет у остальных, считает Михаил Стефанович Качалкин.

Ведьмой называют и бабку-знахарку, способную отшептать любую хворь, и тех роковых женщин, от взгляда которых теряют рассудок мужчины... Но Елена Шиловская - ведьма другого полета. Зеленоглазая Маргарита дала крылья Мастеру, и благодаря ей появилось величайшее произведение мировой литературы.

- В театре я сидел в передних рядах, а Елена Сергеевна выступала с воспоминаниями о Михаиле Афанасьевиче, - рассказывает Михаил Качалкин. - Она выглядела моложе своих лет. В ней сразу чувствовался аристократизм - это и манера речи, и умение сказать все без слов, одним взглядом. Я встретил ее за кулисами и сказал, что я не просто поклонник Булгакова, он для меня - духовный пастырь. Ей это очень не понравилось. Наверное, она не любила высокопарных слов, и я был лишним в романе Мастера и Маргариты. Все это я прочел в ее глазах. Понял: еще немного, она повернется и уйдет. И тогда задал тот самый вопрос: «Мастер был хорошим любовником?»

Клянусь, что его не было ни в моих мыслях, ни на языке! Ляпнул невесть откуда взявшуюся фразу и застыл, сам ее испугавшись.

Елена Сергеевна не дала понять, что обиделась. Скорее удивилась.

- Да,  -  сухо  ответила  она. А немного подумав, добавила: - Он был не от мира сего.

Михаил Качалкин работает в жанре драматургии. У него есть несколько театральных инсценировок на булгаковские темы. Но главным трудом своей жизни он считает неоконченную повесть, главы из которой опубликованы под названием «Жена от Дьявола».

- Я верю, что наша жизнь полна тайн и многое в ней предопределено, - сказал Михаил Стефанович. - Встреча Елены и Михаила, написанный ими роман - это  нечто  из области  мистики, куда  человеческое   сознание  с трудом может проникнуть. Тема Любви и Вечности неисчерпаема, а история Мастера и Маргариты будет  вдохновлять  еще  многие поколения наших потомков...

На снимках: вот какой была в жизни булгаковская Маргарита (Е.С. Булгакова в 30-е годы); ростовчанин Михаил Качалкин - автор книги «Жена от Дьявола».

26 сентября 2003г., ВР.
.