rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ОН БЫЛ ПОЭТОМ И СОЛДАТОМ

106К 100-летию И.Е. КОВАЛЕВСКОГО

Бывает, читаешь стихотворение и безрадостно думаешь - эти стихи поэт мог бы и не писать, они для него необязательны. Но нас радует каждая строка в таком стихотворении, где поэт выступает не только стихотворцем, но и человеком, выполняющим свою внутреннюю потребность рассказать людям о том, что его волнует, мучит, является частью, а может быть, основой его жизни. Читая такие стихи, мы обязательно интересуемся обликом поэта.

Иван Ефимович Ковалевский был поэтом и солдатом. Прожил 95 лет. Родился на Черниговщине, сначала батрачил, потом был рабочим-котельщиком. В годы гражданской войны молодым артиллеристом сражался на Украине и Урале, в Средней Азии, из рук легендарного Чапаева получив в награду часы.

В 30-е годы офицер-артиллерист служил на Дону, в свободные часы писал стихи. Накануне Отечественной войны в Ростове вышли две первые книжки его стихов - «Мои герои» и «Перед боем». А в мае 1942 года в неравном бою на Донце (под Изюмом) майор Ковалевский был тяжело ранен и захвачен в плен. О пребывании в плену рассказывают стихи цикла «Колючее солнце», которые писались на обрывках бумажных мешков, на стенах камер и бараков, передавались из уст в уста. Так было и в Западной Украине, и в Германии и на «острове смерти» у берегов Норвегии.

Мне кажется, с этого цикла по-настоящему начался поэт И. Ковалевский. Это случилось в 1959 году, когда цикл появился в журнале «Дон» с предисловием известного поэта-фронтовика Е. Долматовского. Как правило, этот цикл стихов печатался потом во всех последующих книгах поэта - «Рождение песни», «Наклонились вербы», «Взятое с бою», «Радость взгляда» и других.

Тем не менее после войны Иван Ефимович почти десять лет прожил с тяжелым клеймом бывшего военнопленного, как будто он был в этом виноват.

Мы с И.Е. Ковалевским были, так сказать, «земляками» - с «Ростсельмаша»: в середине 50-х годов работали вместе на заводе, много лет жили по соседству в сельмашевском поселке, поэтому, даря мне свои книги, подчеркивал: «Старому другу…». Я не раз писал о его поэтических сборниках, подчеркивая, что их сила в простоте и искренности. Не раз бывал на его встречах с читателями, но одну не могу забыть до сих пор.

Когда седой поэт с орденскими колодками на груди вошел в зал, молодые ростсельмашевцы встретили его песней, а когда он начал читать стихи, все встали и стоя слушали его. А он, заканчивая небольшое стихотворение о жаворонке, тихо сказал:

Вот и мне бы, побратимы,

Избрав нелегкий путь певца,

Прочти среди людей незримым,

Но словом искренним, правдивым

Служить Отчизне до конца

В наступившей тишине какая-то пожилая женщина сказала: «Вот на таких держится Россия..

Вл. КОТОВСКОВ.
19 октября 1999г., ВР.
.