rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Владлен Котовсков: «Я знаю, что роднит Шолохова и Чехова»

Как произошло его знакомство с Шолоховым, Владлен КОТОВСКОВ — авторитетнейший донской шолоховед и журналист уже не помнит. Улыбается: «Я был очень мал».

— Наша семья жила в Вёшенской недалеко от Шолоховых — буквально через улицу, — вспоминает он. — Дом, где была наша квартира, — длинный, кирпичный, кстати, обрисован в «Тихом Доне». Это тот самый дом, где во время Верхне-Донского восстания разместили тюрьму и с дверей которой шашкой сбивал замок Гришка Мелехов..

В последующие годы вместе с детьми писателя и другой станичной ребятнёй Владик Котовсков носился на лошадях. «Мы поили и купали лошадей в Дону, а после в одних трусах скакали на них по станице. А впереди, атаманом, всегда скакала Светлана Шолохова (старшая дочь писателя. — Авт.), она заводилой была — огонь, а не девка!» — смеётся он. Недавно Владлен Яковлевич отметил своё 75-летие.

— Владлен Яковлевич, у вас за спиной 7 книг, десятки монографий, научных статей. Я слышала, ваша первая статья о Шолохове увидела свет, когда вы ещё учились в школе.

— Я действительно написал свою первую статью о Михаиле Александровиче, будучи десятиклассником. Она появилась в Миллеровской городской газете на первой полосе в день его рождения — 24 мая. Шолохову в тот год исполнилось 45 лет, это было 58 лет назад… Помню, статья мне казалась прекрасной, и я поехал подарить её Шолохову. Счастье, что не застал его дома, потому что сейчас, когда я её перечитываю, понимаю: это было ещё такое ученическое, слабое произведение. Но та поездка всё равно не прошла для меня даром. Меня встретила жена Михаила Александровича — Мария Петровна. Шолоховы как раз переехали в новый дом, и она крикнула Маняше, младшей дочери: мол, поводи Владика по дому, покажи ему всё. Тогда я впервые и попал в кабинет Шолохова, где, как узнал позже, он в действительности никогда не писал — для этого служила маленькая комнатушка рядом. Но в кабинете, на столе, лежали три листика с отпечатанным началом «Они сражались за Родину». Первый лист был так исчёркан рукой Шолохова, что ничего нельзя было разобрать. Второй, в который машинистка внесла предыдущие правки, был почёркан меньше, и только в третьем правок было немного. Я понял, как он бился над каждой строкой.

— Среди ваших работ — анализ «шолоховской строки», рассказ о судьбах прототипов «Тихого Дона» и многое другое. А что ещё задумано, над чем вы работаете сейчас?

— Знаете, я хочу написать о Гоголе, Толстом, Чехове, Бунине и Шолохове. Задумал цикл статей (и уже есть наброски), о влиянии их на Шолохова. Сам Михаил Александрович, к слову, будучи молодым человеком, читал в Вёшенской при районной газете, среди прочего, лекции о Чехове. Известно и то, что он признавался в том, что у него с Чеховым есть нечто общее. Но в чём? Шолохов этого не раскрывал. А у меня есть некоторые соображения, которыми очень хотелось бы поделиться. Словом, были бы силы.

АиФ на Дону, выпуск 46 (758) от 12 ноября 2008 г.
.