rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

НЕЛЕТНАЯ ПОГОДА - ЭТО СКАЗКА!

121Небо над Миллерово затянули тучи. Нелетная погода и день, и другой, и третий... Начальник аэропорта - Петр Лебеденко скомандовал летчикам: "Отдыхайте!", а сам задумался: чем бы заняться? Курить? Надоело. В шахматы сыграть? Надоело. Пропустить рюмку-другую? Надоело и это.

А тут вдруг нахлынули воспоминания, как в детстве дрались с пацанами на турецком валу в Азове, изображая отважных казаков и коварных турок.

Воспоминания разбудили, раззадорили фантазию, и неожиданно начальник аэропорта, будто кто ему нашептал, сочинил сказку. Потом вторую, третью.

Эти сказки без надежды на успех повез в Ростов, в издательство. Там прочли и сказали, что сказки издадут, только маловато их. Надо бы еще написать.

И Петр Лебеденко с таким видом, будто сочинять сказки - привычное его занятие, сказал: "Пожалуйста". И в самом деле вскоре написал еще. Так появились знаменитые "Сказки Тихого Дона", которые время спустя издательство "Детская литература" переиздало тиражом в полмиллиона экземпляров!

Хозяйство начальника Миллеровского аэропорта состояло из 6-7 двух-, трехместных самолетов, которые осуществляли, главным образом, санитарные и почтовые перевозки. А начальник не только командовал летчиками и механиками, но и сам летал на одной из таких машин. Шолохов нередко звонил Лебеденко, чтобы тот его "подвез".

В один из таких полетов Лебеденко отважился показать Шолохову свои сказки, а на следующий раз услышал: "Не бросай писать. Что-то в тебе есть".

Правда, вторую книгу Лебеденко - "На дальнем лимане", на ура принятую и издательством, и читателями, Шолохов не одобрил. Петр Васильевич на то не обиделся. Напротив, по сей день считает, что в тот день Шолохов дал ему путевку в Литературу, посоветовав: "Напиши роман о летчиках. Лучше самого летчика книгу о них никто не напишет".

Петр Лебеденко написал четыре романа о летчиках и множество других книг (некоторые из них были экранизированы и инсценированы). Многие годы он был председателем Ростовского отделения Союза писателей, а к его боевым наградам в мирное время прибавился орден Ленина - за труд писательский.

КАК НЕ ПОВЕРИТЬ В СУДЬБУ?

- Как-то раз, - вспоминает Петр Васильевич, - обо мне готовили телепередачу, и девушка-журналистка, зная, что много лет я был в партии, спросила с ухмылочкой:

"А вы в судьбу верите?".

- А как же не верить в судьбу? - говорит теперь уже мне Лебеденко. - Бывало, прилетал с тыла летчик - хороший, опытный, совершавший виртуозные фигуры пилотажа. Но два-три вылета, и - сбивали его немцы. Он – не виноват. Судьба.

А я более 700 вылетов совершил, и лишь раз был ранен, причем так удачно, что благополучно долетел до своих.

Летчиков нашей эскадрильи называли ночниками. Ночами мы летали к партизанам, в глубокий тыл противника. И вот сколько раз случалось, что присылают шифровку с условным знаком, летчик на него ориентируется, а за это время предатель сдает партизанскую группу, и приземляется самолет прямехонько к фрицам.

Страшно много погибло друзей моих боевых. А меня судьба берегла. Как в нее не поверить?

Лебеденко о боевых летчиках написал романы, а сам стал героем двух документальных книг о Великой Отечественной.

В одной из них рассказывается, как летчик Лебеденко вез питание и снаряды нашим солдатам, которым был дан приказ не пропустить к морю немецкую отборную дивизию "Эдельвейс". Вдруг он увидел, что "эдельвейсы" продвигаются по перевалу, а наши готовятся отступать. Причем - зря: неправильно, видно, доложила разведка: Не так много "эдельвейсов", чтоб уклоняться от боя.

Дальше было, как в кино: Лебеденко посадил свой самолет на такую площадку, что трудно было представить, как на нее можно было сесть и тем более, как с нее потом взлететь, выпрыгнул из кабины и закричал: "Ни шагу назад, все - за мной!".

И, как пишут документалисты, перевал был спасен.

В другой раз Лебеденко летел по направлению к Туапсе, самолет еле-еле пробивался между гор. Внизу - железная дорога, а по ней движется длинный состав - не меньше 25 одних теплушек, да еще цистерны... Бойцы радостно машут летчику.

Поезд уже подходил к тоннелю, когда Лебеденко с высоты своего полета заметил, то рельсы на выходе из тоннеля разрушены. Он принялся одной рукой махать бойцам (штурвал на таком участке отпускать нельзя): назад, туда нельзя, а солдаты не понимают, думают - приветствует их летчик, и сами машут ему пуще прежнего.

Что делать? Решил летчик, знать судьба его такая: погибнуть в этом ущелье, спасая состав. Бросил штурвал, сложил руки крестом.

Поняли его мгновенно. Поезд так затормозил, что крышки с цистерн попадали. Все спаслись. И Лебеденко судьба сохранила, а командование наградило его орденом Красной Звезды.

НА ДОН СМОТРЕЛИ ИЗ ЕГО ОКНА

Из окон квартиры Лебеденко ростовской набережной любовались известнейшие люди своего времени (ныне пейзаж подпорчен бетонными сооружениями): Высоцкий, Тарапунька и Штепсель, английский писатель Джеймс Олдридж и многие другие.

Я предположила, что Высоцкий стал гостем Лебеденко во время гастролей театра на Таганке в Ростове, но - нет.

Оказывается, как рассказали мне Петр Васильевич и его супруга Маргарита Ивановна, в числе их хороших друзей был первый секретарь Шахтинского горкома партии Юрий Семенович Казанцев.

Чета Казанцевых любила классическую музыку, и в доброй компании могла ночь напролет исполнять арии и дуэты из опер. Но классикой их любовь к искусству не ограничивалась. Казанцевы были большими поклонниками Владимира Высоцкого.

Юрий Семенович приглашал Высоцкого отдохнуть на свою служебную дачу в Мелеховке. Однажды, когда дела не позволили Казанцеву встретить Высоцкого в Ростове и сразу отвезти на дачу, он попросил Лебеденко принять, накормить артиста, прилетевшего в Ростов утренним рейсом.

Вечером все друзья собрались на даче Казанцева. Высоцкий весь вечер пел, и все удивлялись, до чего живой его голос не похож на магнитофонные записи: там - хрип, а здесь - глубокий, энергичный, завораживающий звук.

С Тарапунькой и Штепселем Петр Васильевич подружился во время поездки в Японию.

- Япония - непостижимая для нас страна, - говорит Петр Васильевич. - Шли мы как-то раз со Штепселем по улице, видим - японцы уселись и чего-то ждут. Мы поинтересовались - чего? Нам объяснили, что с крыши высотного дома на противоположной стороне сейчас бросится человек, решивший покончить с собой.

Он - шарах. Спектакль завершен. Японцы спокойно поднялись и пошли дальше по своим делам.

...Обменного фонда туристам всегда не хватало, и однажды Тарапунька сказал ответственному за обслуживание нашей группы: "Я сегодня обедать вместе со всеми не могу. Прошу выдать на обед наличными".

На следующий день у половины группы нашлись веские основания для того, чтобы обедать самостоятельно, получив наличные.

Когда же наступило время отправляться в Находку на теплоходе, Штепсель с серьезнейшей физиономией сообщил: "Я не могу плыть теплоходом. У меня - морская болезнь. Дайте нам с Тарапунькой вместо билетов наличные, мы до Находки доберемся вплавь...".

...Джеймс Олдридж в гостях у Лебеденко был с супругой. Судя по всему, у выдающегося писателя и супруга была женщиной незаурядной. Незаурядной была уже ее внешность, заставляющая вспомнить изображения на стенах древних египетских пирамид. Вероятно, она владела несколькими языками - во всяком случае, неплохо говорила по-русски и к тому же водила не только автомобиль, но и самолет.

- А вы не водите самолет? - спросила я у супруги Петра Лебеденко.

- Автомобиль водить бы могла, - рассмеялась Маргарита Ивановна. - Да разве он меня допускал?

- Я же летчик, - вздохнул Петр Васильевич. - Разве я мог позволить, чтобы мою машину кто-нибудь обогнал?!

Слушая рассказы Петра Лебеденко о его знаменитых друзьях и знакомых, мне было жаль, что существуют они лишь в устной версии...

- Ну, вот завершу роман "Изгои» о том, как живут россияне, оказавшиеся на чужбине, может, и за мемуары примусь, - сказал Лебеденко.

...А сказок о Тихом Доне (над их загадкой бились филологи, пытаясь обнаружить, к каким фольклорным истокам припадал автор, coчиняя эти необычные, единственные в своем роде произведения) Петр Васильевич больше не писал. Выдохнул их, как песню. А у песен не бывает продолжения.

Жаль только, что ныне их в продаже не встретишь: в последний раз "Сказки Тихого Дона" издавались пять  лет назад. В честь 80-летия Петра Лебеденко.

Газета НВ.
.