Жизнь во имя Ростова.
Известному историку и писателю Владимиру Сидорову 2 октября 2001 года исполнилось 65 лет. Недавно он издал первые тома своего собрания сочинений. Вот только выходит оно мизерным тиражом в триста экземпляров и практически недоступно читателям.
Закончив в 1959 году исторический факультет РГУ, Владимир Сергеевич не проработал по профессии и дня. Если не знать, что произошло потом, три десятилетия спустя, то могло бы даже показаться, будто молодой человек учился из любви к корочкам и в его коллекции не хватало только диплома истфака. Или родители очень хотели, чтобы он получил высшее образование. Получи, дескать, диплом, а потом поступай как знаешь.
Молодой дипломированный историк, уже опубликовавший несколько стихотворений в донских газетах, поступил очень нетрадиционно. Он сразу же уехал по комсомольской путёвке на строительство железной дороги Новокузнецк-Абакан. После этого менял профессии как перчатки - хотел узнать разные аспекты жизни. Был путейщиком, бурильщиком в спецвзрыввагоне, монтажником на строительстве Братской ГРЭС, рабочим в совхозе, прессовщиком на «Ростсельмаше», слесарем в таксомоторном парке... И продолжал писать стихи, из которых сложился десяток книг.
Творческая судьба Сидорова-поэта складывалась, в общем, удачно. После четвертой книги, изданной московским «Современником» в 1978 году, стал членом Союза писателей. Все поэтические сборники были замечены критиками, коллегами по цеху и просто читателями. Но тут из глубин его души начало произрастать то, что побудило некогда молодого человека, уроженца украинского города Лозовая, поступить на исторический факультет, а не на филологический. Зримые очертания это начало приобретать в романе «Камышеваха», для написания которого автор немало времени провел в архивах. Роман был опубликован в 1982 году журналом «Дон» и вышел отдельным изданием в Ростиздате через три года. Потом Владимир Сергеевич написал другой роман - «Темерник», изданный в двух томах опять же Ростиздатом.
Особо примечательно, что оба романа основаны на местном материале и рассказывают о Ростове начала 20-го века - любимом историческом периоде Сидорова. Мне кажется, именно тогда историк окончательно взял верх над поэтом и писателем. Книгу «Крестная ноша», вышедшую в 1994 году в издательстве «Гефест», по большому счёту нельзя назвать художественным произведением. Это не беллетристика в привычном понимании этого слова. Это - публицистическое исследование профессионального историка, который решил облечь собранный материал - подлинные письма репрессированных казаков - в форму, доступную широким читательским массам. Получился этакий пятый том «Тихого Дона».
Последние два проекта своей масштабностью способны поразить кого угодно. Один человек взял на себя то, что под силу либо большой творческой группе, либо целому институту. «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» и «Донская казачья энциклопедия Владимира Сидорова» в десяти томах - это, вероятно, то, с чем ростовский писатель войдет и останется навеки в донской литературе, истории и краеведении - хотя бы в качестве необычного прецедента.
К сожалению, отсутствие заказа со стороны властных структур привело к тому, то «Энциклопедия старого Ростова…», рассчитанная на шесть томов, прервалась на пятом. Хотя сам автор говорил мне, что материала набралось столько, что хватит еще на два огромных шестисотстраничных тома. Увы» все решают деньги.
Главными книгами последнего пятилетия стали две: исследование «Русские крестоносцы» об азовском сидении казаков (Сидоров проводит параллели между казачьим походом и крестовыми походами средневековья – по мнению историка, много общего в целях, средствах и идеологических установках) и роскошно иллюстрированный сборник очерков о ростовских мэрах - от самого первого городского головы до Чернышёва.
Чтобы раздобыть нужные сведения, автор полгода провёл в читальном зале Донской публичной библиотеки. Особо примечательны включённые в сборник портреты градоначальников. Многие из них просто уникальны и неизвестны даже специалистам.
- Если б вы знали, какие лакуны в истории города! - сказал Сидоров при встрече. - Рассказать людям о деяниях всех градоначальников - вот какую задачу я перед собой поставил...
Опубликовать фотографии, переснятые со старых газет, оказалось невозможно. И качество «оригиналов» неважное, и снимки дали крупное зерно. Хорошо, что издательство МП «Книга» смогло привлечь к работе первоклассных художников и те по фотографиям написали портреты.
До революции в мэрии была портретная галерея градоначальников. Благодаря изысканиям Сидорова эта галерея была возобновлена. Хотя портретный ряд неполон, предстоит еще много работы - и историку, и художникам...
В свои шестьдесят пять Владимир Сергеевич бодр, энергичен и полон замыслов.
|