РОСТОВСКИЙ ПАПА КАРЛО УБЕЖДЕН: В КАЖДОМ ГЛИНЯНОМ ГОРШКЕ ЖИВЕТ ЕСЛИ НЕ БУРАТИНО, ТО СВОЯ ТАЙНА
Как уже сообщал «Вечерний Ростов», в областном музее краеведения открылась выставка, которой ее автор Владимир Ершов дал довольно точное (точнее и не придумаешь!) название - «Искусство неспешного быта». Она посвящена грядущему 250-летию Ростова и могла бы стать основой небольшого уютного городского музея...
Старинные чугунные утюги, медные тазы, стеклянные штофы, бутыли...
Ростовский художник-керамист, поэт, коллекционер В. Ершов долгие годы занимался тем, что спасал от гибели эти незатейливые приметы безвозвратно минувшего времени.
Первое, что бросается в глаза в экспозиции «Искусство неспешного быта», - керамические горшки. Десятки (а может, сотни) низких и высоких, «пузатых» и «тощих», они тут словно хор бессловесных существ.
Будто угадав мои мысли, Владимир Данилович проговорил:
- Нравятся мне они. Хор-р-рошо стоят. Точно на вече собрались. В мастерской, поверьте, совсем не так смотрятся.
Иногда кажется, что в каждом таком горшке непременно должен сидеть Буратино. Совсем как в сказке Алексея Толстого! Помните, как деревянный мальчишка, спрятавшись, подслушивал тайны?
Владимир Данилович, при всей неоднозначности своего увлечения, не производит впечатления человека отрешенного или странного. Скорее походит на наблюдателя. Оттого, может, что взгляд у него острый, внимательный. Его хочется сравнить с дозорным. Только очерченную Ершовым границу не каждому дано увидеть. Лишь тем, кто особой душевной зоркостью обладает. Она ведь между прошлым и настоящим располагается.
Но однажды эта граница материализовалась. В виде… капронового каната.
Потрясение от увиденного было столь сильным, что Ершов даже стихи по этому поводу написал. В Ростове их многие знают.
"В старом городе,
где ветрено и пыльно,
Там, где пахнет
шашлыком и пирогами,
Позабыты
после съемок кинофильма
Два сколоченные
наспех балагана
А вчера здесь
раздавали чаевые…
И подковки
приколачивал сапожник,
А суровая пожарная команда
Из брандспойта
имитировала дождик.
А границу
между нынешним и прошлым
Обозначили капроновым канатом.
Мирно дремлет несознательная
лошадь
Мордой в прошлое,
а в нынешнее задом».
- А когда вы решили, что ответственны за судьбу этих стареньких вещей, что иному покажутся «барахлом», а, собранные в коллекцию, стали открытием? - поинтересовалась я у Ершова.
- Лет двадцать, как их собираю. Может, долгое житье (вместе с другими ростовскими поэтами-неформалами из так называемой «Заозерной школы») в археологическом заповеднике «Танаис» меня к этому подвигло? А может, так я хочу детство свое уберечь? Во всяком случае, ту его часть, что прошла в небольшом городке под Харьковом, куда меня отсылали родители на лето из города. Помню бабушкины кринки, сундуки, иконы, дедушкину доху...
- Любопытно, а как собирали вы коллекцию? Вот так вот, за здорово живешь, заходили в чужой дом и…?
- Да уж не воровал разумеется. За двадцать лет обошел едва ли не все заброшенные ростовские дома, излазил чердаки подвалы. У меня даже своя «зона» была очерчена: от улиц Нижне-Бульварной до Горького, от проспекта Театрального до Ворошиловского.
- И не страшно на чердаках было?
- Ничуть. Ночной Ростов не пугает. Это днем город носится, суетится, делится на правых и неправых, бедных и богатых, подлецов и праведников. Ночь же всех уравнивает. Все спят. Лишь изредка из какого-нибудь окна плач ребенка доносится. Или семейная перебранка.
И тогда ощущаешь себя стражником из восточной сказки, который ходил по ночному городу, приговаривая: «В Багдаде все спокойно…»
27 июля 1998г. ВР.
|