rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Музыка нашей памяти

41Что такое генетическая память? В «Википедии» на эту тему написано много и мудрёно: и про совокупности реакций, и про нуклеиновые кислоты, и про бессознательное... Но я вчера нашла более простое объяснение: генетическая память — это то, что с нами уже когда-то было.

Я слушала окарину (духовой музыкальный инструмент) и слышала шум ветра, запутавшийся в высоких кронах тополей, видела молодую молдаванку, склонившуюся над деревянной колыбелью, и её молодого, израненного секирой мужа. Он лежал на прохладной утренней земле, а листья винограда закрывали его измученное лицо.

Музыку, которую играл на своей окарине художник Олег ЗАХАРОВ, я, казалось, уже слышала. Но было это очень давно, несколько столетий назад, если не больше...

Когда мастер отложил инструмент, я увидела соединённые глиняные колбы, несколько отверстий разного размера. Вот, казалось бы, и всё. Но, как выяснилось, секрет в том, что выдувать такие проникновенные звуки сможет только правильно настроенная окарина: чем больше отверстие, тем выше звук, чем меньше — ниже. И каждое отверстие — это нота. Ноты выстраиваются в определённом порядке — это и есть настрой.

Первую свою окарину Олег Михайлович создал 35 лет назад. Думал, что родилось нечто новое, и очень удивился, когда узнал, что инструмент этот известен: в 1890 году его автором был Джузеппе Донати (именно он придумал название «окарина» (от ukarina — «гусёнок»). Но вообще история свистковой флейты насчитывает примерно 12 000 лет. Этот инструмент встречается в культурах различных народов, на разных континентах. Считается, что в древности прародители окарины нередко предназначались для ритуалов общения с духами и защиты от потусторонних сил.

Найти свой путь

42Свои окарины Олег Захаров делает из глины. На один инструмент уходит минимум 2 недели. У каждого — свой голос, своя душа.

— Сегодня окаринами называют и талисманы, и символы, и фигурки животных. Сделали три дырочки для трезвучия, и это уже окарина. Для меня настоящая окарина — это музыкальный инструмент, на котором можно играть, а не просто издавать плавающие гармоничные звуки, — рассказал мастер.

Сейчас мода на всё этническое: костюмы, музыка, танцы. Вы чувствуете всплеск интереса к вашему искусству? Я имею в виду лепку из глины.

— Мода чем хороша? Тем, что это пропаганда. И если модными становятся наши традиции, то это хорошо.

— Ну вот я смотрю на детские работы (мы встретились во внешкольном центре «Досуг», где Олег Михайлович Захаров руководит мастерской керамики, — прим. авт.), многие из них кажутся довольно удачными. Для работы с глиной нужен талант?

— Мы же набираем не по конкурсу, а всех, кто хочет. И задача педагога — как раз раскрыть способности. Ведь то, что мы предлагаем, у ребёнка может и не получаться, и тогда нужно поставить другую задачу.

Я слышала, что из всех искусств единственное, что сможет освоить любой человек, — это лепка. Рисовать могут не все, играть на музыкальных инструментах тем более...

— Рисовать могут все, — отмёл мои наблюдения Олег Михайлович. — Ко мне ходит мальчик восьми лет. В смысле лепки он ничего не может: не видит форму, не чувствует материал. Я предложил ему скатать шарик и попросил выбрать специальным инструментом середину. Получилось идеально. А это уже основа для музыкального инструмента — значит, можно развивать ребёнка в этом направлении.

Секрет звука

Изготовить вручную две одинаковые по звучанию окарины сложно, и эта особенность делает каждый такой инструмент уникальным.

На тональность и окраску звука окарины влияют не только размер, конфигурация свисткового отверстия, диаметр и количество игральных отверстий, но и множество других факторов. Начиная с материала, из которого изготовлен сам инструмент (окарины могут быть из дерева, пластика, металла и даже стекла), и заканчивая толщиной стенок, фактурой поверхности, размером и конфигурацией внутренней полости создаваемого мастером инструмента. Опытный специалист способен заставить звучать окарину практически любой формы и размера.

43Над секретом звука своих окарин Олег Захаров бился не один год. Начинал ими заниматься в 80-х: литературы по этому вопросу в те времена было мало, да и в той, что удалось найти, о секрете рождения звука сказано не было. Поэтому мастеру пришлось искать своё решение.

— Если вы хоть немного чувствуете звук, то сможете научиться играть на окарине, — рассказал он. — Своим заказчикам я объясняю азы игры на этом инструменте.

Когда человек просит вас сделать окарину, он как-то формулирует свои пожелания: какой у неё должен быть голос, к примеру?

— К сожалению, музыкантов среди моих заказчиков немного. Больше любителей и людей, которые используют этот инструмент для медитации. Они настраивают его, ищут приятные им созвучия. И получают что хотят — когда хорошо здесь (показывает на окарину), то хорошо и здесь (прикладывает руку к солнечному сплетению).

Расставаться всегда нелегко

Когда заказ готов, вам сложно с ним расставаться?

— Каждый раз сложно. Знаковые оставляю себе. У меня их целая коллекция. Иногда я выставляю её в музеях. Сейчас вот проходит выставка в Областном доме народного творчества (пл. Карла Маркса, д. 5/1).

Олег Захаров рассказал, что в дни фестивалей народного творчества его можно увидеть в Старочеркасске. Он предлагает свои окарины и работы из глины: игрушки, свистульки. Каждый раз, когда видит, как дети хватают хрупкие изделия, переживает.

— Был такой случай, — припомнил мастер. — Ребёнок попросил родителя купить одну из окарин. Я попытался отговорить: зачем тебе этот инструмент, на нём нужно уметь играть, возьми лучше свистульку. Но мальчик стоял на своём. Вмешался отец: «Ну ладно, купим. Сколько она стоит?» Я специально назвал заоблачную цену, надеялся, что она их спугнёт (не хотел, чтоб инструмент пропал). Но отец, не моргнув глазом, вытащил пачку денег, отсчитал купюры и сказал: «Нам надо спешить, там яхта ждёт...» Они забрали покупку и ушли. По дороге мальчик свистел в мою окарину: «Фьють, фьють, фьють...» Как в свистульку...

Сегодня в печи мастерской Олега Захарова лежит свежая работа (на фото вверху). На этот раз окарина сделана в виде маски. Обретёт ли эта вещь нового хозяина или останется в коллекции мастера, пока неизвестно. Но звук у неё, как и у всех инструментов Олега Захарова, глубокий, проникновенный и пробуждающий в слушателе память столетий.

СПРАВКА «РО»

Олег Михайлович Захаров — член Союза художников России, художник декоративно-прикладного искусства, создатель уникальных образцов сосудообразной полифонической флейты-окарины, получившей название «Казачья флейта» или «Флейта Захарова». Полифонические окарины, изготовленные Олегом Захаровым, — это музыкальные инструменты, основанные на ладах народной музыки.

Фото автора и из архива Олега Захарова
«Ростов официальный», № 50 (1045) от 10.12.2014
.