rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Время ехать в Пухляковку

15622 августа, в 99-й день рождения писателя Анатолия Калинина, поклонников его творчества соберет фестиваль «Калининское лето», который традиционно проходит на хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района Ростовской области.

Накануне этого события в доме Калининых побывал наш постоянный автор, донской краевед Владимир Косов, который побеседовал с дочерью писателя – Натальей Анатольевной.

– Многие думают, что хутор Пухляковский – это родина Калинина, хотя на самом деле в тихой, окруженной виноградными садами и добрыми людьми Пухляковке ваша семья поселилась после войны. Почему именно здесь, а не в Раздорах, к примеру?

– Начнем с того, что не все люди в хуторе были такими уж добрыми, хотя хороших и искренних всегда было и, надеюсь, будет больше. Однако после войны в хуторе отсиживались и полицаи. Люди показывали на них пальцами, сторонились их, но, вероятно, фактов для уголовного преследования не было.

К отцу, когда он здесь обосновался, все приходили – и бывшие кулаки, и власовцы, и истинные герои войны, и даже полицаи. Как к священнику на исповедь. Спорил он с некоторыми, кое-кого прогонял, но никогда ни на кого не доносил в органы. Поганое это дело – донос. И меня отец научил не быть в школе ябедой. Доставалось мне за эту мудрую науку от некоторых учителей. Особенно в Ростове, где я училась в элитной школе. Там было так, что докажи на подругу, которая не сделала уроки, – и будешь в любимчиках у учителя. Мы знали оведомителей и, случалось, их поколачивали.

А в Раздорах, где я тоже училась, нравы были другие. Учителя не поощряли доносчиков и не заступались за них, когда мы их «учили».

Что касается Пухляковки, то Калинин приметил этот хутор еще мальчишкой. Стихотворение даже об этом сочинил. Как послала его редакция газеты «Знамя коммуны» написать о новом колхозе. Дело было в начале 1930-х. Рассказывал, что ехал по степи на велосипеде, но спустился в хутор пешком – гора показалась слишком крутой. Было ему в ту пору 16 лет. Был он худой, смуглый, на цыгана похожий. Молодая казачка, у которой он попросил воды, вынесла ему большую кисть сладкого белого винограда – пухляка. Удивилась, что приехал аж из самого Новочеркасска.

Собрание колхозников было бурным и длинным. Пришлось заночевать в хуторе. Спал у кого-то в саду под грушей на матрасе. Говорит, груши сладкие были, всю ночь сыпались с дерева, а он голодный был…

После войны друг Калинина Иван Григорьевич Беляев работал первым секретарем Раздорского райкома партии, а отец бывал в Раздорах по делам службы: он тогда еще работал корреспондентом «Комсомолки». Однажды Беляев повез его в Пухляковку, показал большой полуразрушенный дом на яру. Без окон и дверей и крыша худая. Сказал, мол, переезжай сюда, дом поможем восстановить.

Отец говорил, что влюбился в это место с первого взгляда. И, разумеется, вспомнил, что уже здесь когда-то бывал. Он как раз получил гонорар за написанный во время войны роман «На Юге» о подвигах казаков в Отечественную войну. Вот этот гонорар и ушел целиком на восстановление дома. А кормилась семья в основном с задонских огородов и сенокосов, хозяйство держали.

Годы были тяжелые, голодные. Ни света, ни воды, ни газа, ни асфальта. Но отец ни разу не пожалел о том, что поселился в Пухляковке. По крайней мере я таких жалоб от него не слышала. И была рада, что выросла среди казаков и казачек в нормальной здоровой среде, где сохранили веру в Бога, любовь к Отечеству, земле, труду.

Но Раздоры отец тоже любил всегда – ведь это первая столица донских казаков. И музей не без его участия был создан в Раздорах. Думаю, он выбрал Пухляковку из-за того, что в ту пору хутор был совсем маленький, а Раздоры – райцентр. Отец же был в некотором роде отшельником, хотя шли к нему люди каждый день. Даже еще когда он не был депутатом. Сама сейчас думаю: почему? Что такого было в этом молодом смуглой красоты человеке, что влекло к нему людей? А вот было. Не просто людей к нему влекло – душу свою они ему открывали.

Анатолий Вениаминович был и останется в памяти людской скромным, честным, порядочным человеком – борцом за справедливость. Он страшно не любил помпезности, но все же наши земляки и многие гости из других регионов удивлены, что нет в Пухляковке памятника нашему земляку, не считая бюста возле музея, который, кстати, не похож на оригинал. К 100-летию что-то намечается?

– Я постоянно слышу такие разговоры. Только вчера подошел ко мне местный житель и говорит: «Часовни у нас нету, хоть памятник Калинину будет к его столетию? Если государство денег не дает, так мы сами по копеечке готовы собрать. Вы только кликните. А тебе как дочери особенный выговор: за такого отца должна кулаками драться. А ты сидишь, пишешь в газетки. Вот мы всем хутором соберемся и напишем куда надо: забыли вы Калинина, стыдно вам будет перед вашими детьми и внуками».

Но я не сижу сложа руки, поверьте.  Я очень хочу, чтобы был в Пухляковке монументальный памятник Калинину. Ведь мир Калинина – это еще и мир его героев: Будулая, Клавдии, Антонины Кашириной, Варвары Табунщиковой, Андрея Сошникова… Кстати, скульптор, который делал надгробье отцу, Анатолий Михайлович Дементьев, человек очень талантливый и тонко чувствующий, уже подготовил набросок памятника, мы маме его показали. Она увидела – и заплакала. Точно скульптор передал позу отца, его неповторимый облик… Разумеется, все это стоит денег. Но надо же прославлять свою культуру! Калинин в своем творчестве возвеличил простого человека. А главное – во все времена он был и остается патриотом Отечества.

А не кажется вам, что уже тесно во время празднеств в честь Калинина возле Дома культуры... Может, перейти, как в Вешках, на набережную или еще в какое интересное и более просторное место?

– Вы правы: нужна не одна площадка для торжеств. Еще я все время думаю о парке возле Дона… Не моя это идея, но в душу мне запала: насадить вдоль нашей усадьбы до самого Дона деревья, кустарники, образующие зону отдыха. Быть может, поставить там площадку для проведения концертов, построить на соседнем с нами участке галерею. Хорошо, если бы нас поддержало наше родненькое министерство культуры. Ведь все это на пользу туризму. Греция живет туризмом, со своих развалин пылинки сдувает. А у нас все живое, настоящее.

Владимир КОСОВ
Краевед
НВ №226 от 21 Августа 2015 г.
.