rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

К 80-летию А.В. Калинина (1997г.)

"Я к себе беспощаден…"

161Робкое крыло осени уронило первые красочные мазки на степные балки и стайки низкорослых деревьев, рассыпанных в живописном беспорядке.

Каждый раз по дороге в Пухляковскую наблюдаю я эту земную красу, и душа наполняется ожиданием чего-то светлого и чистого, не запятнанного суматохой будней, разорванностью ассоцаций и связей большого города.

Дорога в самой станице - прямо, потом - налево, потом снова прямо до красного забора с надписью "Продается", потом - направо и в тупичок, к воротам всех пухляковцам известного дома, на которые много лет назад школьники, шефствующие над ветеранами, приладили алую звездочку. "Никогда не уберу, пусть светит", - скажет мне потом Анатолий Вениаминович, ясноглазый и светловолосый, как лунь, родной отец дорогого нашим сердцам Будулая, писатель, которого смело можно назвать патриархом донской литературы.

Он трогательно и интеллигентно старомоден. Привязан к тому, что окружает его десятилетиями. К домику в тени деревьев любимого сада, скамеечке у порога, постаревшей мебели и вещам, тропинке, ведущей из сада к Дону.

Здесь, в Пухляковской, построил себе дом один новый русский. К этому дому ходят на экскурсию в основном бедные местные жители: интересно посмотреть, как живут богатые.

Анатолий Вениаминович всю свою жизнь писал о тех, среди кого не было ни богатых, ни бедных. В прямом смысле. А в переносном - писал о богатых и бедных духом, душой. Но данное богатство в его книгах явно преобладало, отчего, наверное, и путь в Пухляковку освещен лично для меня с постоянным состоянием ожидания света и чистоты.

"Я закончил "Цыгана" в стихах. Я не уверен, что все читатели поймут переход от жанра прозы к поэзии. Для меня же это естественно. Афористическая форма помогла выразительнее передать содержание. И, наверное, я к этому долго шел. Давно уже писал стихи на клочках бумаги. Писал и робел. Писал и прятал. До тех пор, когда уже не смог сказать в прозе то, что вообще хотел сказать. Так появились "Звезда над лугом", "В саду Саида". И окончание "Цыгана". Сейчас собираю книгу стихов.

162У "Цыгана" - завидная судьба. Недавно третий ансамбль кинематографистов привез в Пухляковку на премьеру фильм, снятый по мотивам "Цыгана". По всеобщему признанию и признанию самого Анатолия Вениаминовича, фильм состоялся (главные роли у режиссера Александра Финько сыграли Ирина Купченко и Отар Мегвинстухуцесси).

(С улыбкой). Вот что бывает, когда автор самоустраняется. Была прекрасная книга Фурманова "Чапаев". Но поставили фильм, и он "задавил" книгу.              

Жуткий факт. Там, где был в Пухляковке магазин "Книга", теперь продают погребальные венки. Символичность напрашивается сама по себе, но протестующая и, видимо, оптимистичная душа все же отказывается ее принимать. Передо мной - автор "Возврата нет", "Любя и враждуя", "Цыгана", "Гремите, колокола", "Запретной зоны"… Работающий целенаправленно и постоянно, так, как приучила к тому жизнь.

"Сор всегда виден потом. Я чистил сор метелкой и скребницей, которыми чистят лошадей. Я к себе беспощаден. Чем больше вычеркиваешь, тем значительнее то, что ты уже, казалось бы, окончательно написал. В "Любя и враждуя" восстановлено то, что было вычеркнуто военной цензурой, под давлением которой вместо Селиванова появился Милованов и т.д.

Книги обретают сейчас вторую жизнь.

Почему - продолжение "Цыгана"? Кто мог искать Будулая? Клавдия! Она оказалась в дороге, в которую впадают, как ручейки в реку, сотни разных дорог. По ним идут Шеларо, Настя, Миша Солдатов, Стрепетов. Они появляются для меня на пути Клавдии очень естественно. И не только я вел героев по жизни, но и они - меня. Это о том, как я пришел к послесловию. Во мне заговорило нынешнее время. В жанре поэзии я искал эту связь времен. Так в судьбе Вани появился Афганистан - судьба целого поколения. Ему повезло, он вернулся. И имеет полное право присутствовать в нашем времени".

Каждый из нас шел к нашему времени своею собственной дорогой. Мы приемлем его и не приемлем. И как, скажите, может принимать его человек, который молодым корреспондентом "Комсомольской правды" прошел дорогами войны, "крестившись" с первым десантом в Камыш-Буруне под Керчью, в боях под Сталинградом, под Ростовом, без чего не было бы его "Товарища", фронтовых очерков и ясного понимания того, что есть основа и суть русского характера.

"Нам положили в руку, как камень, концентрат всего худшего за 70 лет. Грызите! Грызть больно! К истории надо относиться спокойно. Это - наша страна. Это - наша история. Иначе - обратный процесс! Колокольня души окутывается паутиной. Нельзя! Ведь мы о многом думали и в прошлом. Что-то брезжило впереди. Мы шли к цели. В любою время надо выбирать какую-то идею, как выбрали во время войны - независимость Родины многонациональной человеческой семьи. Это помогло выстоять и победить.

Критики истории - разные личности. Вспомните критические очерки Овечкина - все улучшения он видел в берегах той жизни, которой мы жили… И вот молот в руки взяли, надробили осколков и из осколков решили собрать новое. А - как? Вот и тупик! Не правящие верхушки создают страну, а народ. Тот талантливый и порядочный народ, который был и есть у нас. Рядом со мной сейчас живет Валентина Жуковец. Помните это имя? Чем больше я общаюсь с ней, тем глубже утверждаюсь в мысли, что звания героев ни за что, зря не давали. Какой содержательный и интересный человек! Всегда, во все времена были люди очень честные, заинтересованные… Мы сами мало интересовались. А наши депутаты ходили по министерствам: от кого-то зависело строительство дроги в станице и от кого-то - строительство жилья или завода…

Я думаю сейчас о публицистике. Наступило время публицистов. Раз такое положение в стране приобрели чиновники - мы должны этому что-то противопоставлять! Что? Увы, публицистов не вижу. Разоблачителей - да! Лже-пророков - да! Снимающих пену с выдуманных самими же сенсаций - да!"

…Я не впервые ловлю грусть на лице Анатолия Вениаминовича, когда заходит разговор о лже-сенсациях. Самой трагичной для него являются те, которые связаны с именем Шолохова. И эту грусть усугубила публикация в «Домашней газета» «Тихий Дон» - зеркало русского плаката», новая вспышка в московских издательствах.

«Я оцениваю это не иначе, как торжествует зависть. Посмертная зависть – самый худший вид зависти. Она пахнет трупным ядом. Это – бацилла, искусственно выращенная в пробирках. И давно. Молодые думают: нет дыма без огня. И не учатся тому лучшему, что составляет богатство человеческого общения, - переступить через собственные амбиции и по достоинству оценить ближнего. Шолохов хвалил Фадеева: «Он написал лучший роман о молодежи». А о «Трех товарищах» Ремарка как-то сказал: «Написать и умереть». Твардовский при всех перипетиях их взаимоотношений был в его оценках «Большой поэт». «Горячий снег» Бондарева – «Видит и ведет!». Это – правильные отношения. Задача публициста, общества – воспитать их, а не кромсать остатки.

Бацилла опасна. Нигилизм – болезнь разлагающая. Была у нас в Пухляковке школа искусств для детей, теперь – какая-то лаборатория. Грустно. Мы сами себя обворовываем. И колокола совести оплетает паутина. Нельзя.

Если на книжные полки не вернуться лучшие книги и им не будет дана достойная оценка, как будет молодежь относиться к стране? Патриотизм – огромная утрата. Особенно в условиях разделения общества: на богатых и бедных. Циничный, волчий закон. У всех должны быть для этого равные возможности. Суть социального протеста – в неравенстве возможностей.

…Земля зарастает бурьяном. С ней надо работать. Ее надо удобрять. Крестьяне не хотят. Ибо все равно задушат на том уровне, где заведуют налогами.

Но кормить народ надо при любом режиме. Вон за Доном – совхоз. В прошлом – миллионер. Теперь – миллиардная картотека. Платить за технику, за электроэнергию, горючее, все жизнеобеспечение – огромные деньги. Откуда их взять, если продукция не находит сбыта?

163Выход все равно в том, чтобы заниматься делом. С убежденностью в его полезности, каким бы это дело ни было, - просвещение, образование, медицина, добыча угля… Люди это понимают. Но они – на грани терпения. Ни один человек не может вытерпеть, чтобы он работал, а ему не платили зарплату. Такого нет даже в капиталистическом обществе.

Любое общество заинтересовано в развитии собственного производства. Легче всего идти по пути закрытия шахт. Но у нас неисчислимые запасы угля, я знаю, целые антрацитовые кряжи выходят к Дону. Значит, надо менять технологии.

Было время, и от земли брали все, что необходимо. Животноводческие комплексы – не миф социализма, а реальные цифры производства мяса. Не без изъянов было, конечно. Но не сравнить с преступлениями, когда, например, Опаринский комплекс по кирпичику растащили.

Мы умеем разрушать».

Однажды к Анатолию Вениаминовичу пришла учительница с просьбой провести в школе беседу о казачестве.

- А вы Шолохова давно читали? – спросил он.

- Ну, Шолохов – деидеологизированный писатель, - ответила она.

Вот так, «достучались». А ведь никто из коренных жителей Дона не опроверг реализма донской прозы Шолохова. Как не может этого сделать и Калинин, который узнал историю казачества от отца, матери, деда, певшего в церковном хоре, от земли с ямками отпечатков копыт казачьих коней.

Он считает, что возрождение казачества началось не с демократических реформ, а гораздо раньше, во время Великой Отечественной. Казачьи ломпасы «вспыхнули» тогда на отрогах Альп. Донской корпус был продолжателем платовских традиций. В нем всех называли казаками, будь то русский, грузин или узбек. В 43-м году Калинин опубликовал очерк «Донские казаки». А в 44-м – роман «На Юге». И не пройди тогда молодой Калинин с 5-м Донским корпусом дорогами войны, не написал бы своего «Товарища».

Короткая встреча с Анатолием Вениаминовичем была для меня, словно причастие.

Он остался в домике за красной звездой со своей верной подругой – женой и двумя дочками, приехавшими из Москвы.

А я возвращалась в Ростов.

По обе стороны дороги лежала одухотворенная пером Анатолия Вениаминовича степь. Вдруг показалось: там, вдали, в балке – цыганская кибитка. Потом я  рассмотрела, что это просто группка прижавшихся к друг другу деревьев.

Я вспомнила, с каким грустным выражением глаз Калинин сказал: «Самое страшное сейчас – паутина на колоколах совести».

И еще.

Я спросила его: «А правда ли, что Вы сказали: «Не надо отмечать мой юбилей. Лучше постройте дорогу…»?».

- Правда, - ответил он.

…В душе у меня что-то тихонько зазвенело. Какой-то маленький колокольчик.

Людмила Калинина.
.