rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Оттенки серого

220Многие молодые и не очень начинающие прозаики задают вопрос себе и окружающим: как стать известным писателем, получать приличные гонорары, премии, быть обласканным поклонницами и фотовспышками? С этим вопросом я обратился к малоизвестному молодому, но далеко уже не начинающему ростовскому писателю Сергею Кошкину. И сразу же мы заговорили о деньгах, без которых, увы, сегодня даже в лицо в подворотне не получишь.

— Например, издательство «Амфора» платит сейчас за один авторский лист 1,5 тыс. рублей, — говорит Сергей. — Авторский лист — это около сорока компьютерных страниц. Получаются жалкие крохи. Проще написать маленький рассказ или заметку для глянцевого журнала и получить те же деньги. Если возьмут, конечно.

Сергей Анатольевич Кошкин учился химии и философии. Такой синтез, почти алхимик, профессиональный социолог, в миру занимается не крупным, но бизнесом. Издавался в сборниках «Макс Фрай», а также в газетах и журналах. Толстых книжек пока не издавал. Пишет в стиле магического реализма. Кошкин — очень русский писатель, трогательный и невероятно поэтичный. Среди его персонажей часто появляются кошки, ну фамилия у него такая, обожает он этих животных.

— Первый раз меня опубликовали в газете «Казахстанская, правда», — вспоминает Кошкин. — Я выкладывал рассказы на сайт «Проза ру». Позвонил какой-то человек, спросил разрешения, я согласился. Так вот и стал писателем. Потом Ира Чуднова — ростовская писательница, которая живёт 12 лет в Китае, посоветовала мне выложиться у Машкова. У него самая большая в России электронная библиотека. Так что всем советую поступить так же. Любому автору нужно, прежде всего, определиться, для чего он пишет. Стать известным и публикуемым нетрудно. Нужно вычислить определённую струю. Вот, например, Илья Стогофф долгое время работал секретарём в издательстве «Амфора». Человек чётко знает, какая литература представляет интерес на сегодняшний день, какая — наиболее покупаема. Поэтому его проект коммерчески успешен. Он написал первую книжку «Мачо не плачут», и она стала сразу же бестселлером, вышла тиражом более миллиона экземпляров. Книга просто попала в то настроение, которое на том этапе витало в обществе. То же самое сейчас сделал Сергей Минаев своим «Духlessом» и последующими книгами. Он долго общался с людьми в Интернете и понял, что нужно утолить желания и интересы менеджеров среднего звена. Он и написал книгу об их образе жизни, о клубных тусовках, о лишних людях техногенного общества.

Итак, если писатель хочет выделиться и заработать денег, то надо просчитать коньюктуру, посоветоваться с издателями. Специалисты должны править стилистику и даже в какой-то мере сюжет.

Недавно я прочитал рассказ Кошкина «Что-то ждёт нас внизу». Долго ходил под впечатлением. Вещь короткая, а в ней энергетики на целый роман. Там бездетные супруги переезжают на новую, странную квартиру. Их отношения разваливаются. Мужчина замечает беспризорного мальчика, живущего в подвале дома, и начинает его подкармливать, оставляя ему пакеты с едой у входа в подвал, не решаясь спуститься вниз. Вскоре он замечает другой пакет и выясняет, что его жена занимается тем же. Появление этого мальчика как бы восстанавливает на короткое время их угасшие чувства. Но в финале мальчик погибает от истощения. Мужчина спускается в подвал, уже после того как труп увезли, и обнаруживает нетронутые пакеты с едой.

К.: — Я всё собираюсь этот рассказ переписать. Удалить из сюжета милиционера, он там не нужен. Это приблизило рассказ к реализму. Не нужно было всё это объяснять. В принципе, мальчика этого не существует. И если любовь закончилась, её никакой третей силой не восстановишь.

— А ты осознанно хочешь уйти от реализма?

К.: — Например, возьмём Мураками. Он пишет о мистических явлениях, вплетая их в привычные интерьеры быта. Мне нравится, когда при помощи определённых литературных приёмов мистика кажется правдоподобной, а быт — мистическим. Так что нужно, жертвуя какими-то незначительными событиями, оставлять определённый антураж, работающий строго на идею.

В одном из рассказов Кошкина человек, возвращаясь с футбола, увидел, как машина сбила пожилого мужчину, пьяного болельщика. Машина уехала, а героя рассказа раздирают чувства, но в финале он всё равно остаётся безучастным и равнодушным. Сегодня в нашем обществе люди стали безумно равнодушны и оттого одиноки. Мы всё больше уподобляемся роботам, утрачиваем сострадание.

К.: — Классическое обозначение сострадания — эмпатия, с одной стороны, не зависит от самого человека. Во многом она зависит от социальной ситуации. В 30-е годы соседей увозили на расстрел, и люди воспринимали это как должное. Но при этом бабушки подходили на улицах к упавшему пьянице и спрашивали: «Мужчина! У вас плохо с сердцем?» Сейчас всё намного сложнее. Рассказ «Футбол» — о сострадании на разных уровнях. Когда кто-то падает на поле, все, естественно, суетятся. А при других обстоятельствах, когда рядом нет «своих» людей, человека убивают, и до него нет никому дела. Мир стал тесным, и в нём всё меньше «своих» людей.

Кошкин мастер малых форм. Вот, например, отрывок из его рассказа «Коты»: «Взглянул в окно, а там прямо перед подъездом сидят на асфальте 8 котов. Сидят себе смирно, как фигуры на шахматной доске, и на меня поглядывают. Одно из моих дурацких развлечений — это котов пугать. Очень уж у них морды умные! Бывает, иду куда-нибудь, а мне навстречу, вдоль тротуарного поребрика, — кот. Рожа умная, как будто бы только Канта читал. Я обычно останавливаюсь, стою себе и смотрю на кота внимательно. Кот замечает это, тоже останавливается и думает. Потом пытается меня обойти. Я делаю шаг в сторону и снова на пути у него останавливаюсь. Кот пугается и быстро сваливает куда-то, хвост — трубой. А мне смешно. Дурак я, сам знаю».

— А большие произведения ты пишешь?

К.: — Вот дописал роман. Человек случайно, по Интернету, познакомился с девушкой. Она приезжает в другой город, и через два дня её находят мёртвой — суицид. Документов при ней не было. Герой романа по мелким деталям пытается узнать, кто она была и какова причина её самоубийства. Человек переосмысливает собственное сознание, ставя себя на её место. В конце выясняется, что причина самоубийства была совершенно глупой, но герой меняет свою жизнь в корне в процессе этого расследования.

— В одном из твоих рассказов девушка бросает благополучную работу в банке и устраивается работать продавщицей книг, но не из любви к чтению, а потому, что любит книги перекладывать, смотреть на них. Она знакомится с парнем, приглашает его домой, кормит, поит, а потом запирается в ванной. Парень уходит, так и не достучавшись до её сердца. Это же просто киносценарий для короткометражки. Скажи, почему она ему не открыла?

К.: — Наверное, она осознаёт, что это не тот путь. Всё как-то пошло. Поели борща и…

— Все девушки хотят романтизма, а в жизни чаще всего борщ, коньяк, кровать.

К.: — Это как на трассе. Есть какая-нибудь боковая дорога, ведущая в деревню, вдоль лесополосы. Эти дороги очень опасны. Можно на неё попасть, а потом не развернёшься, поскольку колея узкая. Придётся ехать куда-то до упора, в тревожную даль, пока не найдёшь выход, чтобы вернуться. Так и человек в поисках себя, заходит на неправильные дороги и в тупики.

— На твоё творчество влияет опыт, знания, реальность? Ты часто фантазируешь, выдумываешь всё от Я до Ты?

К.: — Мысль рассказа всегда соответствует философским мировоззрениям, стиль рассказа привязан к литературным пристрастиям. Может быть, это и плохо, но с другой стороны — это показатель школы. Читая любого современного автора, сразу же видно, чем, собственно, он живёт, кого читает, какую музыку слушает. Лимонов любил Миллера. Стогофф — Буковски. И потом, Борхес давно ещё сказал, что мысли летают в воздухе и принадлежат всем сразу. Не стоит пугаться повторений, поскольку все сюжеты уже известны. Дело всё в том, как их каждый автор через собственную душу и личность пропускает.

— У меня создаётся впечатление, что издатели хотят издавать только раскрученных авторов и не собираются заниматься практикой «Алло! Мы ищем таланты!».

К.: — Бывает по-разному. Вот, например, всё того же Харуки Мураками открыл для России Дима Коваленин. Он первый перевёл «Охоту на овец», он носился с его рассказами. Он обращался в два десятка издательств, а его посылали. Но как только «Амфора» издала первую книгу, все словно взбесились и даже на этой волне стали издавать Рю Муракми. Это как «Тефаль» и «Туфаль».

— Сюжеты твоих рассказов взяты из реальности?

К.: — Смотря какие. «Футбол», например, это реальность.

Сергей Кошкин умеет замечать в реальности самые мелкие детали, отмечать необычное поведение людей и видеть в этом некие знаки. По крайней мере, мне так показалось. Рассказ «Циклопы» — просто сюжет для фильма ужасов. В то же время так похоже всё это на нашу мистическую реальность. По сути, нам и не надо выдумывать страшные сказки. Они рядом с нами, в повседневности, их просто надо уметь различить. Или до боли узнаваемые персонажи из рассказа «Идеальная пара». Мы же в жизни часто наблюдаем неизбежный процесс остервенения молодых женщин по мере накопления печального опыта жизни. А так же процесс впадания в исступление умных, но слабых мужчин. «Вадим смотрел телевизор. Шла полуторачасовая заставка НТВ — та, после которой уже нет ничего. Картинка: лес, дерево, идёт дождь. Вадим, полный искреннего внимания, досмотрел заставку до самого конца».

Кошкин описывает мистику реального существования мелких личностей нашего общества. Так и не всем же создавать героев блокбастеров, крутых мачо, ходульных борцов за справедливость! Жизнь часто кажется серой, но если внимательно присмотреться к этой серости, то увидишь миллионы оттенков.

Справка РО

Макс Фрай — псевдоним писательницы Светланы Мартынчинко. У неё целая линия книжек в жанре фэнтези. Кроме того, она издаёт сборники с произведениями неизвестных авторов. Например, «Русские инородные сказки», «Лучшие рассказы года» и т. д. Мартынчинко — одесситка, по слухам, сейчас живёт в Вильнюсе, купила там дом и окружила себя творческими друзьями. Живут они небольшой коммуной. В последнее время Макс Фрай вышла из тени псевдонима.

«Ростов официальный», № 1-2 (684-685) от 09.01.2008
.